Ровно 640 лет назад, 8 сентября 1380 года, в окрестностях верхнего течения Дона, произошло эпохальное сражение союзного войска русских князей и ордынского темника Мамая, ставшее одной из величайших (в историческом смысле) битв нашей истории: Донское или Мамаево побоище.
Эта битва породила множество легенд и мифов: от рассказов про сотни тысяч воинов с каждой из сторон, до утверждений что битва была мелкой стычкой, в рамках междусобной распри в Tartaria, а происходила она в Москве, на Куличиках... )))
Во всех, дошедших до нас источниках, главным ориентиром битвы указано место слияния двух рек: Дона и Непрядвы. Сейчас тут располагается село Монастырщино, где сосредоточены основные мемориалы, часовни и один из музеев посвящённых сражению.
К концу XVIII - началу XIX века, эта местность была почти полностью распахана и введена в сельскохозяйственный оборот. Во время пахоты, местным крестьянам периодически попадались странные ржавые железки, нательные крестики, наконечники стрел и детали доспехов - на что обратил внимание местный помещик (по совместительству - крупный государственный деятель) Степан Дмитриевич Нечаев. Он стал покупать у крестьян их находки (что существенно повысило мотивацию селян к поискам) и за первую половину XIX века собрал значительное количество артефактов, обозначив примерную область, площадью несколько десятков километров, где могла происходить битва.
Самую высокую точку тех мест - "красный холм", где, с точки зрения военной науки XIX века, целесообразнее всего было бы разместить ставку командующего, "назначили" местом ставки Мамая, якобы руководившего оттуда татарским войском.
Исходя из этих соображений, в 1850 году, на "красном холме", по инициативе С.Д.Нечаева, поставлен памятник работы архитектора Александра Брюллова (родного брата известного живописца Карла Брюллова) в виде чугунной стеллы-часовни, увенчанной золотым куполом.
Ещё через полвека - незадолго до Октябрьской Революции - там-же поставили здание храма Сергия Радонежского (кстати, по проекту известного архитектора Щусева - впоследствии автора Мавзолея Ленина на Красной площади).
Революция помешала освящению храма, и здание, с момента постройки, до 90-х годов не использовалось для богослужений. В 1965 году здесь был открыт филиал Тульского краеведческого музея, а начиная с юбилейного 1980-го года, после празднования 600 лет победы в битве, возобновились археологические поиски для уточнения конкретного места сражения.
Несмотря на появление в арсенале археологов детекторов металла (военных миноискателей) - первые десятилетия поисков результатов почти не принесли: огромные территории распаханных полей хранили в себе огромное количество сельскохозяйственного металлолома: от лошадиных подков и гвоздей XIX века, до деталей борон и сенокосилок века XX...
Всё, что во времена битвы было степью и лесными дубравами - превратилось в сплошные сельхозугодья. Овраги и балки сгладились, и где искать следы сражения было совершенно непонятно...
Кроме того, глубокая механизированная вспашка с массовым использованием удобрений - резко ускорило коррозию железа в почве, и предметы пролежавшие в земле более 600 лет - к концу XX века стали стремительно ржаветь и разрушаться... Требовалось каким-то образом срочно ускорить процесс поисков!
И способ нашёлся!
На помощь пришли почвоведы и палеоботаники!
Как известно ещё из школьного курса географии, разные типы растительных сообществ, формируют разные типы почв: в степях формируются чернозёмы с высочайшим содержанием гумуса, а широколиственных лесах - серые лесные почвы.
Перепаханные много раз поля на поверхности выглядят совершенно однородными, но на почвенных срезах - очень хорошо видно: "лесные" слои почвы светлые, "степные" - очень тёмные. Если под пахотным слоем есть серая лесная почва - значит в этом месте росли леса. Если слой чернозёмного гумуса глубокий - значит исторически в этом месте сотни лет простиралась степь.
В тех местах, где почва была заболочена (а в окрестностях Куликова поля есть несколько небольших болот), удалось найти и определить состав растительности по древней пыльце, последовательно оседавшей в слоях торфа.
В течении 15 лет, сделав более 1000 разрезов и проведя кропотливую работу по реконструкции исторических изменений состава растительности на разных участках - учёные смогли рассчитать исторический ландшафт XIV века, и передать полученную карту археологам!
Оказалось, что во время Дмитрия Донского - эти места были гораздо менее плоскими: нынешние пологие балки - были крутыми оврагами, густо заросшие лесом; между этими овражистыми лесами проходили узкие полосы плоских водоразделов - плакоров.
По карте видно, что в средние века, рядом с указанным в летописях местом был единственный, подходящий для конного сражения плоский степной участок шириной примерно в 900 метров, и длиной около 3-х километров. Он был крайне удобен для русского войска, поскольку не давал татарам применить излюбленный приём быстрых набегов и стремительных отступлений конных лучников, превосходивших тяжёлую русскую кавалерию в возможностях маневра, и гораздо эффективнее ведущие дистанционный бой на широких просторах степи. На узком, зажатом между оврагами участке, лёгкая конница ордынцев уже не могла воспользоваться своим преимуществом, и могла быть эффективно смята таранным ударом тяжеловооруженных копейных дружинников. Это не давало никакой гарантии победы - у Мамая была своя тяжёлая кавалерия, но как минимум - уравнивало шансы, и, на месте Дмитрия Донского это свойство местности было бы крайне логично использовать!
И действительно, именно здесь на участке древней степи, указанной почвоведами, поиски впервые принесли огромный урожай находок: скопления наконечников стрел показывали места татарских лучных залпов, обломки доспехов и наконечники сломанных копий - места сшибки тяжёлой кавалерии!
Сейчас мы уже не просто знаем точное место сражения, а можем проследить отдельные его этапы, и примерно восстановить этапы битвы: где стояли русские войска, где конные лучники ордынцев начали обстрел из луков, где русские богатыри ударили копьями татарских латников, где шло бегство разбитого войска Мамая, терявшего отдельные элементы из обоза!
К сожалению, на сегодняшний день действительно не найдены места захоронения павших воинов, но собранный объём материала позволяют сделать ряд выводов:
- битва между войсками темника Мамая и московского князя Дмитрия Ивановича действительно была
- координаты сражения достоверно установлены, и они совпадают с данными летописей
- скорость передвижения армий позволяет утверждать, что в битве с обеих сторон участвовали исключительно конные воины: никакой "генуэзской пехоты" со стороны Мамая, никакого пешего народного ополчения со стороны Дмитрия Ивановича в сражении не участвовало
- по мнению историка Олега Двуреченского (одного из руководителей раскопок на поле) установленные размеры участка где произошла битва, вкупе с современным пониманием тактики конного боя позволяют утверждать, что максимальное число участвующих в активной фазе битвы не могло превышать 4,5 тысячи с каждой из сторон. Максимальную суммарную численность можно с натяжкой поднять до 18 тысяч всадников : больше просто не поместилось бы на поле боя!
Археологические работы на поле к настоящему времени завершены, и сейчас, сотрудники музея-заповедника ведут работы по восстановлению исторического природного ландшафта, о чём я хочу написать отдельную статью!
#почвоведение #геоботаника #история #археология
#историческая реконструкция #куликовская битва #куликово поле