Найти тему
История и культура Евразии

Почему древние русы могли жить в Средней Азии?

Оглавление

Происхождение и географическая локализация русов до сих пор являются предметом споров ученых.

Самыми распространенными версиями являются их проживание в:

  • Скандинавии
  • современной центральной Украине
  • Пруссия (современная Калининградская область)

В то же время практически не рассматривается вопрос о проживании русов в других местах - в частности в Средней Азии

Хотя об этом пишет современник русов - арабский географ Аль-Масуди.

Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди ( ок. 896, Багдад, — сентябрь 956, Фустат, современный Каир) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков.
Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди ( ок. 896, Багдад, — сентябрь 956, Фустат, современный Каир) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков.
У Аль-Масуди есть два упоминания походов русов на Каспий и в Андалус (Испания), датируемые 932 годом. Оба сообщения считаются достоверными - монография Е.Галкиной МОРСКИЕ ПОХОДЫ РУСОВ И ОБРАЗ ОЙКУМЕНЫ В ТРУДАХ АЛ-МАСУДИ

Сам Аль-Масуди не просто слышал об этих походах русов, но побывал на западной побережье Каспии после походов туда русов в 930-е годы.

Странно, что такое точное описание источника по русам практически не изучается в российской исторической науке!
-3

Сюжет походов хорошо известен: русы по договоренности с хазарами прошли через реку хазар в море хазар (Каспийское), ограбили земли мусульман на южном его берегу и пролили там много крови, чем вызвали недовольство мусульманской гвардии владетеля хазар. На обратной дороге по реке хазар русы были полностью перебиты этой гвардией, а также булгарами-мусульманами - монография Е.Галкиной МОРСКИЕ ПОХОДЫ РУСОВ И ОБРАЗ ОЙКУМЕНЫ В ТРУДАХ АЛ-МАСУДИ

При этом Аль-Масуди не отождествляет русов со славянами, которых он великолепно знает и называет Сакалиба. В его описании Сакалиба только мирные торговцы, которые пользовались тем же путем по Волге через хазарские владения. Но только в мирных целях - для торговли. В отличие от русов.

Аль-Масуди локализует русов на берегу Черного моря и в связке со славянами и соседями называет булгар. Однако он пишет:

«Русы: много народов и много разновидностей. Среди них те, кого называют ал-луз‘ана (اللوذعانة) и они самые многочисленные. Они приезжают с торговлей в страну Андалус, Румийю, Кустантинийю и Хазар».

Происхождение этого народа и где он живет неясно. Ясно что русы многочисленный и разноплеменный народ. То есть такой же как половцы и идентифицируемые с ними как родственный (хотя это не так) кипчаки. Обоим народам в 13-15 веках принадлежало все Дикое поле - от Дуная до Монголии.

И вот тут я как автор попробую назвать свой вариант имени этого племени Русов. По моему мнению это известные многим источникам кочевые тюркские племена - Узы - древний тюркский народ. В 7-9 веках жили в средних течениях Семиречья и Сырдарьи, были в составе Тюркского каганата и Карлукского государства. Вполне может быть что русы это и есть написание имени Уз.

-4

Как арабист могу уверенно сказать, что названия некоторых народов в арабском языке принимают причудливые формы из-за наличия простой и ломанной форм множественного числа. Так например один турк в арабском языке будет туркий, а во множественном турки будет Атрак.

Здесь тот же механизм - Уз в единственном числе приобрел форму Ал-Лузан с определенным артиклем и в ломаной форме.

Также интересно что большинство арабских историков того времени 9-10 века называет русов - маджусами. То есть зороастрийцами. Но что еще более интересно магрибийский историк Ибн Дихья приводит сведения о посольстве эмира Кордовы Абд Ар-Рахмана к русам, которые проживали на островах в море, были зороастрийцами, а в начале 9 века приняли христианство.

Если вспомнить, что в 796 году все православные Арабского халифата были переведены в Шаш (Ташкент), откуда пошло распространение христианства в Центральной Азии то становится ясным, что упомянутыми русами могли быть только Узы, которые уже приняли христианство. В отличие от ссвоих собратьев русов на побережье Черного моря, которые скорее всего остались тенгрианцами.

-5

Также следует вспомнить походы русов в Андалус, то есть Испанию в 9-11 веках, которые не отражаются в древнерусских летописях. Эти нападения скорее всего делали разбойничье шайки тюрков, которые в качестве-рабов гулямов состояли в гвардии многих мусульманских правителей того времени. Дезертируя они видно и совершали эти нападения. А может во время войн одних правителей против других.

Теперь насчет кораблей русов. Кто-то может подумать, что Узы не были мореплавателями. Но тут надо вспомнить, что у них были соседи и покупатели их товаров - согдийцы и персы, которые как раз владели знаниями в мореходстве и кораблестроении.

Так, на территории Приаралья даже был выкопан канал с городища на месте современного Казалинска Кызылординской области по которому согдийцы сплавляли торговые суда в Аральское море. Между прочим именно острова Аральского моря могут являться прибежищем для разбойного народа. живущего грабежом в те времена. Иранцы могли предоставлять суда русам в обмен на долю в добыче.

Констатируя могу сказать, что русами могли быть кочевые племена христианского вероисповедания, проживающие как на побережье Черного моря, так и на территории современного Казахстана в районе Аральского моря. Но не все, а только какая-то часть по типу викингов. Они осуществляли грабительские походы, терроризируя все Средиземноморье, но в конце концов были уничтожены мусульманами-хазарами, что возможно и вызвало войну между киевским князем Святославом и Хазарским каганатом.

Святосла́в И́горевич (Свѧтославъ Игоревичь; между 920 и 942 — весна или март 972) — князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.
Святосла́в И́горевич (Свѧтославъ Игоревичь; между 920 и 942 — весна или март 972) — князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

В эту гипотезу вписывается все:

И христиане Киева во главе с Ольгой (возможно из тюрков-болгар) - матерью Святослава, которая привлекла таких же христианских азиатских русов для войны с мусульманами - противниками Византии. И почему казаки в начальный период формирования тяготели к тюркам. И почему русы спокойно проходили в Каспийское море, которое знали как свои пять пальцев, так как жили на его восточном берегу. И почему тамги Рюриковичей схожы с тамгами тюркизированного монгольского племени Кайы. И почему эти Кайы стали основой формирования Османской империи как правящий род. И почему русы имели внешний вид как у кочевников, а не как у славян и даже норманнов с их длинными бородами и волосами.

Так что указанная гипотеза может закрыть многие "лакуны" в ранней истории Древнерусского государства.