6,7K подписчиков

Человек-птица. Советский вингсьют образца 1935 года.

989 прочитали

Перебирал подшивку журнала Пионер за 1935 год и заметил поразившую меня картинку на обложке №10. Это же вингсьют! Я был уверен, что это современное изобретение, а оказалось - нет.

Человек-птица (Г. Гельгендорф, Пионер, 1935 год, №10)
Человек-птица (Г. Гельгендорф, Пионер, 1935 год, №10)

В советских газетах в 1935 году были опубликованы сообщения об американце, который успешно испытал устройство для планирования.

Клэм Сон построил крылья как у летучей мыши из алюминиевых трубок и самолетной материи. Он пришил свои крылья к комбинезону между ногами, руками и туловищем. Подымая руки и разводя ноги, Клэм Сон распускал перепонки крыльев совсем как летучая мышь. 28 февраля на аэродроме Клэм Сон впервые испытал свои крылья. Самолет поднялся на высоту 3500 метров, увозя Клэма с крыльями и обычным парашютом. Выпрыгнув из самолета, Клэм распростер руки, стал планировать. Двигая руками и ногами, он менял направление своего полета и даже сделал мертвую петлю. На высоте 1 800 метров он раскрыл парашют и опустился в 5 километрах от места, над которым оставил самолет. Крылья продержали Клэм Сона в воздухе 75 секунд
Человек-птица (Г. Гельгендорф, Пионер, 1935 год, №10)

Это был Клэм Сон (Clem Sohn) (1910 - 1937), парашютист, участник авиашоу, сконструировавший и неоднократно применявший вингсьют. Трагически погиб 25 апреля 1937 году на авиашоу в коммуне Венсен (Франция). Все полеты в костюме должны заканчиваться использованием парашюта, но в тот день ни основной, ни запасной парашюты Клэма не сработали и он разбился на глазах у 100-тысячной толпы.

Но его первый полет в костюме, получившем название "летучая мышь", привлек мировое внимание. Вот заметка из газеты "Пионерская правда" (8 марта 1935 год, №31) :

ЧЕЛОВЕК НА КРЫЛЬЯХ
Известный американский парашютист Клем Сон совершил над аэродромом в Дейтона Бич полет на построенных им крыльях. Он прыгнул с самолета на высоте 4.000 метров и раскрыл крылья, прилаженные к его спине. Крылья сделаны из алюминия, обтянутого брезентом. Клем Сон проделал ряд фигур, мертвые петли, парил свыше часа и затем, сложив крылья и раскрыв парашют, опустился на землю.

Видимо, в газете "Известия" была дана более подробная информация с маленькой фотографией костюма. Но даже ее хватило, чтобы подтолкнуть старшего техника Экспериментального института Наркомтяжпрома Н.С. Смирнова и мастера парашютного спорта Георгия Александровича Шмидта к созданию советского костюма для планирования. Георгий Шмидт уже не раз проявлял героизм при испытаниях новых моделей парашютов и даже стал героем статьи "Прыжок Георгия Шмидта" в Пионерской правде (1935 год, №22). При испытаниях новой модели парашюта лишь 4 из 18 сбросов парашюта с грузом закончились успешным раскрытием и нужен был человек, который бы смог проанализировать проблему в процессе. Шмидт рисковал жизнью не напрасно, проблемы, которые он выявил при первом прыжке, были устранены. Два последующих испытательных прыжка прошли успешно.

Нужен был человек, который дерз­нет ринуться вниз и в воздухе, в стремительном полете раскрыть тайну нового парашюта. На сухом языке летчиков это называется со­вершить экспериментальный прыжок. Таким человеком оказался Ге­оргий Шмидт— мастер парашютного спорта.
"Прыжок Георгия Шмидта" (Пионерская правда, 1935 год, №31)
"Прыжок Георгия Шмидта" (Пионерская правда, 1935 год, №31)

Первые советские крылья были построены за 19 дней, испытаны в струе от винта самолета, стоявшего на земле. Третий в мире и первый в СССР прыжок состоялся 17 апреля 1935 года. В 4.20 утра пилот Афанасьев поднял самолет У-2 с Московского центрального аэродрома и взял курс на Химки. На борту находился Георгий Шмидт в костюме-крыле.

Вот что писала газета "Пионерская правда" (28 апреля 1935 года, №56) об этом событии:

А в воздухе, набрав скорость, чело­век-птица легко скользил на своих крыльях, планировал. Все ближе и ближе надвигается земля. Что случилось? Неужели Шмидт не может открыть парашют? Острая тревога охватывает людей. Но вдруг над головой летающего человека гигантской медузой вспыхивает купол парашюта. Все в порядке. Белое облако парашюта скрывается за пригорком. Шмидт приземляется.
Юр. Корольков, Человек-птица

Первые ходовые испытания костюма закончились успешно. До раскрытия парашюта Шмидт снижался на крыльях со скоростью 25 метров в секунду. То расстояние до земли, которое он пролетел бы без крыльев в затяжном прыжке, потребовало бы 18 секунд, крылья же продержали Шмидта в воздухе в 2,5 раза дольше - 45 секунд.

Приземлившийся Георгий Шмидт в костюме с парашютом (Пионерская правда, 1935 год. №56)
Приземлившийся Георгий Шмидт в костюме с парашютом (Пионерская правда, 1935 год. №56)

Если верить публикации "Человек-птица" в журнале Пионер (1935 год, №10), то

Газетные заметки об опытах американца взбудоражили не одного Шмидта и Смирнова. Ростовский шофер Левский с помощью инженера Гантмана тоже построил свои крылья. На ростовском аэродроме инструктор парашютного спорта Хорохонов (в статье в Пионерской правде упоминается как парашютист Сараханов) летал на них и удачно. Это был второй в СССР и четвертый в мире полет на крыльях. Такие же крылья построили в испытательном институте под руководством инженера Дьяконова, а в Государственном центральном институте физической культуры под руководством парашютиста Малиновского и на одном из заводов под руководством тов. Синькова. А Шмидт и Смирнов строят свои новые крылья. Они учли опыт первого прыжка и ввели в конструкцию целый ряд изменений. Скоро будут произведены испытательные полеты всех построенных крыльях.
Схема полета в костюме-крыле (Пионер, 1935 год, №10)
Схема полета в костюме-крыле (Пионер, 1935 год, №10)

Увы. Мне не удалось найти следов советских разработок вингсьюта и обещанных испытательных полетов после 1935 года, по крайней мере, в детской периодике. Если у кого-то есть информация, прошу поделиться в комментариях.

Мировая история развития этого спорта, который относится к парашютному, была поставлена на паузу до изобретения в середине 1990-х французом Патриком де Гайардоном костюма-крыла современной конструкции. В 1999 году Яри Куосма (Финляндия) и Роберт Печник (Хорватия) основали компанию по производству вингсьютов и программу по обучению полетам, открыв доступ к этой активности людям с желаниями и возможностями (это главное).

Хотя вингсьют-пилотирование остается крайне опасным развлечением, оно признано полноправным видом воздушного спорта. Но допуск к прыжкам получают только опытные парашютисты. По требованиям Американской ассоциации парашютного спорта для начала тренировок
в вингсьюте необходимо не менее 200 прыжков с парашютом и действующая лицензия на прыжки.

Но разве это препятствие для людей, мечтающих летать как птицы?

Photo by Jonathan Francis
Photo by Jonathan Francis