Перебирал подшивку журнала Пионер за 1935 год и заметил поразившую меня картинку на обложке №10. Это же вингсьют! Я был уверен, что это современное изобретение, а оказалось - нет.
В советских газетах в 1935 году были опубликованы сообщения об американце, который успешно испытал устройство для планирования.
Клэм Сон построил крылья как у летучей мыши из алюминиевых трубок и самолетной материи. Он пришил свои крылья к комбинезону между ногами, руками и туловищем. Подымая руки и разводя ноги, Клэм Сон распускал перепонки крыльев совсем как летучая мышь. 28 февраля на аэродроме Клэм Сон впервые испытал свои крылья. Самолет поднялся на высоту 3500 метров, увозя Клэма с крыльями и обычным парашютом. Выпрыгнув из самолета, Клэм распростер руки, стал планировать. Двигая руками и ногами, он менял направление своего полета и даже сделал мертвую петлю. На высоте 1 800 метров он раскрыл парашют и опустился в 5 километрах от места, над которым оставил самолет. Крылья продержали Клэм Сона в воздухе 75 секунд
Человек-птица (Г. Гельгендорф, Пионер, 1935 год, №10)
Это был Клэм Сон (Clem Sohn) (1910 - 1937), парашютист, участник авиашоу, сконструировавший и неоднократно применявший вингсьют. Трагически погиб 25 апреля 1937 году на авиашоу в коммуне Венсен (Франция). Все полеты в костюме должны заканчиваться использованием парашюта, но в тот день ни основной, ни запасной парашюты Клэма не сработали и он разбился на глазах у 100-тысячной толпы.
Но его первый полет в костюме, получившем название "летучая мышь", привлек мировое внимание. Вот заметка из газеты "Пионерская правда" (8 марта 1935 год, №31) :
ЧЕЛОВЕК НА КРЫЛЬЯХ
Известный американский парашютист Клем Сон совершил над аэродромом в Дейтона Бич полет на построенных им крыльях. Он прыгнул с самолета на высоте 4.000 метров и раскрыл крылья, прилаженные к его спине. Крылья сделаны из алюминия, обтянутого брезентом. Клем Сон проделал ряд фигур, мертвые петли, парил свыше часа и затем, сложив крылья и раскрыв парашют, опустился на землю.
Видимо, в газете "Известия" была дана более подробная информация с маленькой фотографией костюма. Но даже ее хватило, чтобы подтолкнуть старшего техника Экспериментального института Наркомтяжпрома Н.С. Смирнова и мастера парашютного спорта Георгия Александровича Шмидта к созданию советского костюма для планирования. Георгий Шмидт уже не раз проявлял героизм при испытаниях новых моделей парашютов и даже стал героем статьи "Прыжок Георгия Шмидта" в Пионерской правде (1935 год, №22). При испытаниях новой модели парашюта лишь 4 из 18 сбросов парашюта с грузом закончились успешным раскрытием и нужен был человек, который бы смог проанализировать проблему в процессе. Шмидт рисковал жизнью не напрасно, проблемы, которые он выявил при первом прыжке, были устранены. Два последующих испытательных прыжка прошли успешно.
Нужен был человек, который дерзнет ринуться вниз и в воздухе, в стремительном полете раскрыть тайну нового парашюта. На сухом языке летчиков это называется совершить экспериментальный прыжок. Таким человеком оказался Георгий Шмидт— мастер парашютного спорта.
Первые советские крылья были построены за 19 дней, испытаны в струе от винта самолета, стоявшего на земле. Третий в мире и первый в СССР прыжок состоялся 17 апреля 1935 года. В 4.20 утра пилот Афанасьев поднял самолет У-2 с Московского центрального аэродрома и взял курс на Химки. На борту находился Георгий Шмидт в костюме-крыле.
Вот что писала газета "Пионерская правда" (28 апреля 1935 года, №56) об этом событии:
А в воздухе, набрав скорость, человек-птица легко скользил на своих крыльях, планировал. Все ближе и ближе надвигается земля. Что случилось? Неужели Шмидт не может открыть парашют? Острая тревога охватывает людей. Но вдруг над головой летающего человека гигантской медузой вспыхивает купол парашюта. Все в порядке. Белое облако парашюта скрывается за пригорком. Шмидт приземляется.
Юр. Корольков, Человек-птица
Первые ходовые испытания костюма закончились успешно. До раскрытия парашюта Шмидт снижался на крыльях со скоростью 25 метров в секунду. То расстояние до земли, которое он пролетел бы без крыльев в затяжном прыжке, потребовало бы 18 секунд, крылья же продержали Шмидта в воздухе в 2,5 раза дольше - 45 секунд.
Если верить публикации "Человек-птица" в журнале Пионер (1935 год, №10), то
Газетные заметки об опытах американца взбудоражили не одного Шмидта и Смирнова. Ростовский шофер Левский с помощью инженера Гантмана тоже построил свои крылья. На ростовском аэродроме инструктор парашютного спорта Хорохонов (в статье в Пионерской правде упоминается как парашютист Сараханов) летал на них и удачно. Это был второй в СССР и четвертый в мире полет на крыльях. Такие же крылья построили в испытательном институте под руководством инженера Дьяконова, а в Государственном центральном институте физической культуры под руководством парашютиста Малиновского и на одном из заводов под руководством тов. Синькова. А Шмидт и Смирнов строят свои новые крылья. Они учли опыт первого прыжка и ввели в конструкцию целый ряд изменений. Скоро будут произведены испытательные полеты всех построенных крыльях.
Увы. Мне не удалось найти следов советских разработок вингсьюта и обещанных испытательных полетов после 1935 года, по крайней мере, в детской периодике. Если у кого-то есть информация, прошу поделиться в комментариях.
Мировая история развития этого спорта, который относится к парашютному, была поставлена на паузу до изобретения в середине 1990-х французом Патриком де Гайардоном костюма-крыла современной конструкции. В 1999 году Яри Куосма (Финляндия) и Роберт Печник (Хорватия) основали компанию по производству вингсьютов и программу по обучению полетам, открыв доступ к этой активности людям с желаниями и возможностями (это главное).
Хотя вингсьют-пилотирование остается крайне опасным развлечением, оно признано полноправным видом воздушного спорта. Но допуск к прыжкам получают только опытные парашютисты. По требованиям Американской ассоциации парашютного спорта для начала тренировок
в вингсьюте необходимо не менее 200 прыжков с парашютом и действующая лицензия на прыжки.
Но разве это препятствие для людей, мечтающих летать как птицы?