Найти тему
ART-RECORD Ритмы и Рифмы

Лев Толстой слил в карты здание наследного имения — в Ясной Поляне

Как Лев Толстой родовое имение проиграл.

Великий русский писатель Лев Толстой и его родовое имение «Ясная Поляна» наши соотечественники воспринимают как нечто неразделимое.

Я говорю Ясная Поляна — подразумеваю Льва Толстого! Я говорю Лев Толстой — подразумеваю Ясную Поляну.

Но вот незадача, на месте родового гнезда гиганта Российской мысли сейчас находится мемориальный камень, мимо которого экскурсоводы поспешно проводят туристов, дабы не отвечать на щекотливые вопросы.

  • Все дело в том, что величественный и прекрасный трехэтажный дворец молодой граф банально продул в карты.

Я бы назвал Льва Толстого великим морализатором и обличителем пороков. Именно такие темы он поднимал в своих произведениях.

Но, как водится, вытаскивая соринку из чужого глаза, он мог по молодости и наивности, не заметить бревнышко в своём собственном. Не стану судить строго, каждый имеет право на ошибку.

Итак, Ясную Поляну Лев Толстой получил в наследство, земли там были плодородные, а вокруг шумели дровяные леса. Строить барский дом начинал ещё дед Л.Н. Толстого — князь Н.С. Волконский, закончил строительство отец писателя Н.И. Толстой.

Огромный и просторный дом состоял из 42 комнат, был выполнен в стиле ампир начала XIX века, поражал взор помпезностью и богатым декором.
-2

В одной из его многочисленных комнат, маменькиной, на «кожаном диване» и родился писатель с мировым именем.

  • Свои ностальгические воспоминания о родительском доме Толстой изложил в трилогии «Детство, Отрочество, Юность».

В 50-х годах Толстой, как полагается, находился на военной службе на Кавказе и в Крыму. Он был обычным бравым офицером и, как и все остальные, днём участвовал в походах и боях, а ночами предавался азартным забавам.

Играли, разумеется, на деньги. За двое суток игры в штосс молодой граф умудрился продуть родовое имение.

Когда сумма карточного долга стала критической, Лев послал письмо своему троюродному брату, который заведовал его имущественными делами.

  • В письме содержалась слезная просьба срочно продать наследное имение, а вырученные ассигнации выслать в воинскую часть — оплата карточного долга считалась делом чести.
-3

Дом был продан под снос, то есть почти за бесценок. Его радостно приобрёл соседкий помещик Горохов всего за 5000 рублей.

Дворец разобрали по брёвнышку и кирпичику, погрузили на телеги и вывезли в село Долгое, за 20 вёрст от Ясной Поляны.

После этого Толстой окрестил себя «пустяшным малым» и написал в своём дневнике, что желал бы забыть о своём существовании, настолько ему было гадко.

  • Люди, близко знавшие писателя, утверждали, что до своего последнего часа он жестоко раскаивался за эту «ошибку молодости».

Ради справедливости добавлю — Лев Толстой далеко не единственный классик отечественной литературы, имевший пристрастие к азартным играм. О времена, о нравы!

Сливки общества считали доброй традицией проигрываться в пух и прах.

Великим писателям ничто человеческое не чуждо: тяжкое бремя внушительных карточных долгов висело на Александре Пушкине, а Некрасов проиграл аж целых два имения!