В укреплении торгово-рыночных связей, перевозке товаров между районами Горного Алтая и уездным центром, Бийском, большое значение имели местные колесные тракты – Уймонский, Кебезенский и Чемальский.
"...Уймонский тракт имел общую протяженность 325 версты. Дорога проходила по лучшим в земледельческом отношении местностям Горного Алтая. На этом пути находились села Смоленское, Алтайское, Куяган, Тоурак, Черный Ануй, Келей, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Красноярка, Усть-Кокса, Нижний Уймон и Катанда. От последнего шла горная вьючная тропа по левому берегу Катуни до урочища Соок-Ярык, затем следовала переправа через Катунь, и далее по старинной горной тропе торговцы добирались до Курайской степи. Уймонский тракт был проложен силами местного населения. Крестьяне окрестных деревень ежегодно проводили его ремонт.
Вторым по протяженности был Кебезенский тракт (181 верста). Он также начинался в Бийске, проходил через села Верх-Катунское, Сростки, Быстрянка, Старая Барда, Тайнинское, Нижнее Пьянково и заканчивался в Кебезени. Отсюда через Телецкое озеро, затем по горной тропе, пролегавшей по долинам Башкауса, Кубатру, и Тадилу, добирались до Курайской степи.
Третий, Чемальский тракт ответвлялся в Быстрянке и проходил через Чергачак, Улалу, Бирюля, Александровку, Беш-Бельтир, Узнезю, Эликманар и заканчивался в Чемале. Эта дорога была проложена в 1868 году в связи с ожидаемым приездом великого князя Владимира Александровича. Таким образом, в начале 20 века территория Горного Алтая покрылась сетью внутренних путей сообщения, что, несомненно, способствовало оживлению торговли и развитию экономики края.
В торговле в масштабах Западной Сибири и с северо-западной частью Монголии важную роль играл Чуйский тракт, который оказывал заметное влияние и на социально-экономическое развитие Горного Алтая. Чуйский тракт проходил большей частью через горные, труднопроходимые местности. Особенно опасным был участок от Онгудая до урочища Сары-Тума (около Чибита). В связи с плохим состоянием дороги конкурентов у бийских купцов не было, поэтому торговля по Чуйскому тракту долгое время оставалась их монополией. В последней трети 19 века вопрос строительства Чуйского тракта приобрел государственное значение. Центральные и местные власти занялись организацией проектирования тракта на участке от Онгудая до Кош-Агача. По этому вопросу в 1870 – 1890 гг. в Горный Алтай было направлено несколько экспедиций для проведения предварительного проектирования и составления сметной стоимости.
После длительных подготовительных работ было получено официальное разрешение на строительство дороги. В 1903 году прокладка колесного пути от Онгудая до Кош-Агача завершилась. С улучшением дороги перевозка грузов стала выгодным промыслом русских крестьян и алтайцев, проживающих в селениях, расположенных около тракта. Перевозкой грузов занимались как отдельные «вольные» ямщики, так и целые артели.
В феврале 1901 года в связи с истечением срока действия договора между Россией и Китаем о взаимной торговле по сухопутной границе томский губернатор потребовал от бийского уездного исправника собрать необходимые сведения по данному вопросу. Исправник сообщил, что товары от Бийска до Онгудая транспортировались гужом, от Онгудая до Кош-Агача и далее в Монголию – в тюках на верблюдах. Провозная плата от Бийска до Онгудая составляла 20 – 30 коп. за пуд, от Онгудая до Кош-Агача – 80 – 90 коп., от Кош-Агача до монгольского пункта Кобдо – 60 – 80 коп., от Кобдо до Улясутая – 0,9 – 1,2 руб. Сверху того на накладные расходы приходилось 10 коп. за пуд. В 1892 г. было привезено товаров на сумму 200258 руб., вывезено 174638 руб., в 1897 г. – на 641430 и 561856 руб., в 1900 г. – на 554231 руб., и 423235 руб. соответственно. В течение всего периода, за исключением 1893 и 1898 гг. импорт преобладал над экспортом. В качестве мер, способствующих улучшению торговли, исправник предложил перенести место перехода границы для торгующих лиц с Юстыда и Суока на Ташанту, поскольку именно им пользовались русские торговцы. Кроме того, в рапорте содержалась просьба учредить почтово-телеграфное сообщение между Бийском, Кош-Агачем, Кобдо и Улясутаем и учредить российское консульство в Улясутае. Предлагалось также узаконить новым договором неофициально существующий скотопрогонный тракт из Монголии в Иркутск, так как большая часть скота, покупаемого в Монголии, шла по нему в восточную Сибирь.
За 1892 – 1910 гг. объем вывоза товаров в Монголию через Чуйский тракт увеличился более чем в четыре раза, а ввоза – в 20 раз. В экспорте основное место занимали хлопчатобумажные ткани, выделанная кожа (юфть), панты, серебро, металлические изделия, а в импорте – шерсть (овечья, верблюжья), шкуры сурка, шелковые ткани, чай и живой скот. Монгольская шерсть продавалась в Россию, но большей частью она сбывалась американским, датским и другим иностранным фирмам, которые имели своих представителей в Бийске. Торговля шерстью давала бийским купцам сравнительно высокие и стабильные прибыли. Чистая прибыль составляла 16 % от оборота. Важной статьей российского импорта являлись шкурки сурка, которые с большим успехом использовались для имитирования ценных мехов.
Китайские товары составляли на территории Горного Алтая значительную конкуренцию российским. Они стоили дешевле из-за низких накладных расходов на доставку. Китайские торговцы практиковали торговлю полуфабрикатами (заранее раскроенной кожей для обуви, вымеренными отрезками такни и т.п.), а китайские торговые фирмы, предоставляя выгодные условия кредита зайсанам и баям, пользовались большим влиянием среди южных районов Горного Алтая. Бийские купцы, пытаясь выправить свое положение, на своем совещании в 1910 г. предложили губернским властям отменить беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной полосы вдоль границы.
В 1900 – х выгодной статьей российского импорта был живой скот. Скототорговцы делились на мелких перекупщиков и крупных оптовиков, Крупные оптовики закупленный большими партиями скот перегоняли в Восточную Сибирь, а заготовленное мясо отправляли в Москву, Санкт-Петербург и другие города.
Свидетельством роста мелкотоварного производства в сельском хозяйстве Горного Алтая являлось распространение в крупных селах торжков, базаров, сезонных ярмарок. В 1908 г. постоянные базары действовали в четырех, а сезонные ярмарки – в девяти селах. Из них крупными являлись ярмарки и базары в Улале, Катанде, Черном Ануе, Онгудае. Позднее ярмарки открылись в Усть-Кане, Барагаше и других селах. В сбыте пушнины значительную роль играли Александровская, Усть-Канская, Катандинская и другие ярмарки.
В процессе оживления торговли некоторые крупные села Улала, Майма, Шебалино. Онгудай и другие – превратились в торгово-ремесленные центры. В Онгудае большая ярмарка проводилась ежегодно с 15 декабря по 1 января. Более сносные дороги приводили сюда большое число покупателей и торговцев..."
Статья подготовлена на основании материалов коллективной монографии "История Республики Алтай. Том 2. Горный Алтай в составе Российского государства (1756 - 1916 гг.)" / НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова / Отв. ред. Н. В. Екеева, З. С. Казагачева, Н. А. Майдурова. - Горно-Алтайск: Горно- Алтайская типография, 2010. - 427 с.
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина, фото автора, архивное фото