Найти тему
ПАНТОГРАФ

На каком транспорте ездили в городах позднего СССР. Часть 1. Трамваи

Данная заметка не претендует на полный обзор, да и речь идет скорее о периоде второй половины 80-х годов и до конца 1991 года. Если рассказывать о более длительном периоде, то здесь не хватит формата небольшой статьи.

Наземный городской транспорт был представлен в СССР автобусом, троллейбусом и трамваем. В ряде городов действовали фуникулеры, внеуличный транспорт был представлен метрополитеном.

В этой части будет обзор трамвайного парка страны.

Типичный трамвай Москвы конца 80-х/начала 90-х, фото Александра Шанина
Типичный трамвай Москвы конца 80-х/начала 90-х, фото Александра Шанина

Трамвай.

Во времена позднего СССР в города трамвайные вагоны поставляло четыре предприятия, чехословацкое«ЧКД-Прага», отечественные РВЗ (Рига), УКВЗ (Усть-Катав) и ЛТТЗ (с 1993 ПТМЗ) (Ленинград).

Все города по типам подвижного состава можно было поделить по категориям. Города из высшей категории получали трамваи из Чехословакии, следующим классом были города, получавшие рижские трамваи, далее шли те, кто эксплуатировал продукцию из Усть-Катава. Ленинград (Санкт-Петербург) обеспечивал вагонами преимущественно себя сам, однако в совмещенный трамвайно-троллейбусный парк с 1981 года поступали вагоны из Усть-Катава.

Если брать вагоны чехословацкого производства, то во второй половине 80-х годов поставлялись следующие типы вагонов - Т3 в исполнении с тремя дверьми, нескольких модификаций, поставка осуществлялась вплоть до 1988 года включительно, с 1985 года для ширококолейных хозяйств началась поставка более современной модели Т-6В5 (Т-3М). Для узкой колеи поступали вагоны КТ-4SU. В 1990 году в Москву на испытания пришел единственный трамвай модели КТ-8D5. Также в Москву в 1990 году поступили первые два вагона Т-7В5.

Вагон модели "Татра" Т-3, г. Орел, фото автора
Вагон модели "Татра" Т-3, г. Орел, фото автора
Система из вагонов Т-7В5, Москва, фото с календаря А. Шанина
Система из вагонов Т-7В5, Москва, фото с календаря А. Шанина
Типичный трамвай Москвы рубежа 80/90-х годов, двухдверный вагон Т-3, фото А. Шанин
Типичный трамвай Москвы рубежа 80/90-х годов, двухдверный вагон Т-3, фото А. Шанин

Основными моделями трамваев производства ЛТТЗ были одиночные вагоны модели ЛМ-68М и сочлененные трамваи ЛВС-86. В 1989 году был создан опытный трехсекционный вагон ЛВС-89. Для города Черемушки на базе вагонов ЛМ-68М строились двухсторонние трамваи модели 71-88.

Поезд из  вагонов ЛМ-68М, 1987 год, фото Hans Oerlemans (из коллекции Ааре Оландера)
Поезд из вагонов ЛМ-68М, 1987 год, фото Hans Oerlemans (из коллекции Ааре Оландера)

Усть-Катав выпускал трамваи моделей 71-605, позднее 71-605А, но уже вовсю готовился к постановке на конвейер новой «восьмой» модели. Первые два вагона были тиристорные модели 71-608, далее начался выпуск контакторной модели 71-608К. Первые восьмерки появились в Москве в 1990 году, они были сине-белого цвета.

71-605А, г. Воронеж, фото Ааре Оландер
71-605А, г. Воронеж, фото Ааре Оландер

РВЗ до конца 80-х выпускал устаревшую модель РВЗ-6М2, которая выглядела весьма архаично. Попытки внедрения новой модели РВЗ-7 с тиристорно-импульсной системой управления успехом не увенчались. В 1988 году был создан новый трехсекционный трамвай модели ТР-1, который таки остался в единственном экземпляре.

РВЗ-6М2, Коломна, фото автора
РВЗ-6М2, Коломна, фото автора

Если не брать Ленинград, то города делились на «татровские», «усть-катавские» и «рижские» по типу подвижного состава, а также смешанные. В некоторых городах доезжали последние дни модели трамваев, что уже не выпускались, например, немецкие Готы в Львове, Таллине и ряде иных городов, единственный город, где они эксплуатируются до сих пор является Евпатория. В Харькове до начала 90-х работали последние во всем СССР чехословацкие сочлененные вагоны К-2. В Риге до 1987 года работали последние вагоны местного производства, а в Архангельске ленинградские ЛМ-68М.

Опытный вагон ТР-1, г. Рига, 1990 год, фото с сайта СТТС, Владимир Валдин
Опытный вагон ТР-1, г. Рига, 1990 год, фото с сайта СТТС, Владимир Валдин

К «татровским» городам относились Тула, Орел, Курск, Свердловск, Ижевск, Киев, Донецк, Одесса, Лиепая, Калининград, Запорожье, Ростов-на-Дону, Харьков, Житомир, Львов, Таллин, Винница, Рига (с 1987), Тверь (до начала 90-х), Барнаул, Волгоград, Владикавказ (Орджоникидзе), Москва и другие.

Опытный вагон ЛВС-89, Ленинград, 1990 год, фото из архива СПб ГУП "Горэлектротранс"
Опытный вагон ЛВС-89, Ленинград, 1990 год, фото из архива СПб ГУП "Горэлектротранс"

К городам, где работали рижские трамваи можно было отнести Даугавпилс, Коломну, Смоленск, Минск, Казань, Архангельск и др. В ряд из них по причине прекращения производства трамваев РВЗ-6М2 в конце 80-х годов стали поступать усть-катавские трамваи.

Ленинград, 1987 год. Город снабжал себя трамваями сам, однако были и исключения, в совмещенном трамвайно-троллейбусном парке работали усть-катавские трамваи, фото  Pastvu.com, автор Hans Oerlemans
Ленинград, 1987 год. Город снабжал себя трамваями сам, однако были и исключения, в совмещенном трамвайно-троллейбусном парке работали усть-катавские трамваи, фото Pastvu.com, автор Hans Oerlemans

Усть-катавские трамваи работали во многих городах страны, например в Конотопе, Мозыре, Жданове (Мариуполь), Горловке, Константиновке, Авдеевке, Енакиево, Макеевке, Луганске, Иваново, Старом Осколе, Рязани, Новочеркасске, Шахтах, Таганроге, Красноярске, Грозном (после отказа от «Татр»), Усть-Илимске, Бийске, Кемерово и многих других.

Были и смешанные города, например два депо Горького (Нижний Новгород) работали на чешских трамваях, а третье депо пополнялось исключительно усть-катавскими вагонами. Были в Горьком и вагоны РВЗ. Аналогичная ситуация была в Воронеже, где также два депо работали на «Татрах», а третье на КТМ. В некоторых городах работали совместно рижские и усть-катавские вагоны. В Липецке помимо отечественных трамваев РВЗ и КТМ поступали и чехословацкие Т-6В5. Во Владивостоке работали РВЗ-6М2, однако, в город начали поступать и усть-катавские трамваи, схожая ситуация была в Хабаровске, Комсомольске-на Амуре. В Краснодаре также депо делились по типу эксплуатируемого подвижного состава на «татровские» и «ктмовские».

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из коллекции автора, автора, со свободного доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме общественного транспорта:

Единственный на Украине трамвай ЛВС-2009М

Краснодар один из лидеров в обновлении парка трамвайных вагонов

На каких троллейбусах ездят жители Орла. Краткий обзор

-11