Привет, я Виктория Чевик, автор канала Madame Critique, теоретик искусства, куратор и исследователь современной культуры. В своём блоге в Инстаграм я писала недавно о том КАК СМОТРЕТЬ ВЫСТАВКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И НЕ ОБЛАЖАТЬСЯ, а теперь давайте побеседуем о том, как же сделать выставку.
Тема особенно актуальна для художников, фотографов, студентов художественных факультетов, которые находятся в самом начале карьеры, и конечно, для кураторов выставочных залов, музеев и галерей.
Шаг 1
Представим, что вы - художник (неважно, с какими медиа вы работаете, скульптор или фотограф, назовем это условно "художник"). И вы поняли, что вот он - этот долгожданный момент настал - пора показывать свои работы кому-то кроме сторожа той промзоны, где находится ваша мастерская, маме и трём друзьям детства. Но что же делать?
Новички часто начинают искать помещение в аренду.
Это заведомо провальный вариант. И я могу полдня рассказывать - почему. Первым шагом должен стать поиск куратора. Куратор - это ваша мама, лучший друг, персональный коуч, тиран и диктатор. Это тот человек, который будет продюсировать вашу карьеру, выбирать смыслы, писать о вас тексты, знакомить с нужными людьми, продавать, выставлять и бороться с вашей прокрастинацией.
Шаг 2
Вот вы оказались умным и очень везучим и вам достался отличный куратор. Дальше, вы прорабатываете с ним/ней концепцию выставки. Это должно быть целостное высказывание, законченная мысль, идеальная гармоничная композиция. Когда меня спрашивают, на что похожа работа со мной, как с куратором, я говорю: представь, что ты сочинил алфавит, у тебя сейчас много разных прекрасных уникальных букв - это твои произведения, так вот мы будем сочинять из них предложение.
Шаг 3
Все буквы стали словами, - вы придумали название выставки, её главную идею, трепетно отобрали нужные работы из огромного множества ваших шедевров. Возможно, даже беседы с куратором подтолкнули нарисовать или наваять что-то сверх, очень специальное, для выставки. Самое время взять лист бумаги, на котором вы начертаете свои бессмертные слова. Конечно, вам очень повезёт, если ваш куратор - институциональный. То есть прикреплён к какой-то выставочной площадке, тогда вопрос о месте проведения выставки решён. Но таких кураторов мало, обычный вид куратора - кочующий. Поэтому третьим шагом будет заключение договора с галереей или музеем... или арт-центром, кафе, рестораном, гостиницей - на самом деле местом проведения выставки может стать даже заброшенная турбаза.
Читать: Очерчивая черный круг: как художники захватывают пространство
Шаг 4
Теперь само время расставить акценты - знаки препинания в этом тексте. На самом деле одна маленькая деталь может очень сильно изменить всё впечатление о ваших работах. Поэтому надо подойти с большим вниманием ко всему: к цветовым решениям фона, к освещению, к музыкальному сопровождению (да-да, выставка не должна открываться и проходить в тишине или под песни Авто Радио, если последнее не предусмотрено концептом). Архитектура экспозиции - это дело рук отдельного специалиста. Эта профессия очень похожа на декоратора и визуального мерчендайзера. К сожалению, на пост-советском пространстве практически неизвестная. И у нас часто можно увидеть только, так называемую, "шпалерную развеску" - убористо увешанную совершенно разными работами стену.
Шаг 5
Чем подчивать будете? Конечно, вы созовёте самых прекрасных гостей, коллекционеров, арт-критиков, журналистов, возможных клиентов, конкурентов, других кураторов - охотников за перспективными мастерами, такими, как вы. Угощение и развлечение должно быть тщательно приготовлено. И увы, часто за свой счёт. Обычно, гранты не покрывают ящики вина и канапе с ветчиной. А галереи, если и готовы покрыть часть расходов, то их доля обычно отдает "Изабеллой" из тетропака. Так что, если не хотите опозориться, берите всё в свои руки, а точнее в руки сотрудников кейтерига. И не забудьте приготовить трогательную речь и набросать 10-15 тем для "непринужденного" смолл-толка со всеми важными гостями.
Удачи!