Найти тему
MADAME CRITIQUE

О чём я говорю, когда я говорю о выставке

Оглавление

Привет, я Виктория Чевик, автор канала Madame Critique, теоретик искусства, куратор и исследователь современной культуры. В своём блоге в Инстаграм я писала недавно о том КАК СМОТРЕТЬ ВЫСТАВКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И НЕ ОБЛАЖАТЬСЯ, а теперь давайте побеседуем о том, как же сделать выставку.

Тема особенно актуальна для художников, фотографов, студентов художественных факультетов, которые находятся в самом начале карьеры, и конечно, для кураторов выставочных залов, музеев и галерей.

На открытии выставки "When You Touch About Me I Think Myself" в модной стамбульской галерее
На открытии выставки "When You Touch About Me I Think Myself" в модной стамбульской галерее

Шаг 1

Представим, что вы - художник (неважно, с какими медиа вы работаете, скульптор или фотограф, назовем это условно "художник"). И вы поняли, что вот он - этот долгожданный момент настал - пора показывать свои работы кому-то кроме сторожа той промзоны, где находится ваша мастерская, маме и трём друзьям детства. Но что же делать?

Новички часто начинают искать помещение в аренду.

Это заведомо провальный вариант. И я могу полдня рассказывать - почему. Первым шагом должен стать поиск куратора. Куратор - это ваша мама, лучший друг, персональный коуч, тиран и диктатор. Это тот человек, который будет продюсировать вашу карьеру, выбирать смыслы, писать о вас тексты, знакомить с нужными людьми, продавать, выставлять и бороться с вашей прокрастинацией.

Шаг 2

Вот вы оказались умным и очень везучим и вам достался отличный куратор. Дальше, вы прорабатываете с ним/ней концепцию выставки. Это должно быть целостное высказывание, законченная мысль, идеальная гармоничная композиция. Когда меня спрашивают, на что похожа работа со мной, как с куратором, я говорю: представь, что ты сочинил алфавит, у тебя сейчас много разных прекрасных уникальных букв - это твои произведения, так вот мы будем сочинять из них предложение.

Во время работы, осматриваю детально все предметы экспозиции. Галерея Closer, Киев, 2015 год.
Во время работы, осматриваю детально все предметы экспозиции. Галерея Closer, Киев, 2015 год.

Шаг 3

Все буквы стали словами, - вы придумали название выставки, её главную идею, трепетно отобрали нужные работы из огромного множества ваших шедевров. Возможно, даже беседы с куратором подтолкнули нарисовать или наваять что-то сверх, очень специальное, для выставки. Самое время взять лист бумаги, на котором вы начертаете свои бессмертные слова. Конечно, вам очень повезёт, если ваш куратор - институциональный. То есть прикреплён к какой-то выставочной площадке, тогда вопрос о месте проведения выставки решён. Но таких кураторов мало, обычный вид куратора - кочующий. Поэтому третьим шагом будет заключение договора с галереей или музеем... или арт-центром, кафе, рестораном, гостиницей - на самом деле местом проведения выставки может стать даже заброшенная турбаза.

Читать: Очерчивая черный круг: как художники захватывают пространство
На открытии выставки "When You Touch About Me I Think Myself" в галерее совриска, Стамбул, 2019
На открытии выставки "When You Touch About Me I Think Myself" в галерее совриска, Стамбул, 2019

Шаг 4

Теперь само время расставить акценты - знаки препинания в этом тексте. На самом деле одна маленькая деталь может очень сильно изменить всё впечатление о ваших работах. Поэтому надо подойти с большим вниманием ко всему: к цветовым решениям фона, к освещению, к музыкальному сопровождению (да-да, выставка не должна открываться и проходить в тишине или под песни Авто Радио, если последнее не предусмотрено концептом). Архитектура экспозиции - это дело рук отдельного специалиста. Эта профессия очень похожа на декоратора и визуального мерчендайзера. К сожалению, на пост-советском пространстве практически неизвестная. И у нас часто можно увидеть только, так называемую, "шпалерную развеску" - убористо увешанную совершенно разными работами стену.

Бегу на очередной просмотр, встречу, интервью, вечеринку. Каннский кинофестиваль, 2019.
Бегу на очередной просмотр, встречу, интервью, вечеринку. Каннский кинофестиваль, 2019.

Шаг 5

Чем подчивать будете? Конечно, вы созовёте самых прекрасных гостей, коллекционеров, арт-критиков, журналистов, возможных клиентов, конкурентов, других кураторов - охотников за перспективными мастерами, такими, как вы. Угощение и развлечение должно быть тщательно приготовлено. И увы, часто за свой счёт. Обычно, гранты не покрывают ящики вина и канапе с ветчиной. А галереи, если и готовы покрыть часть расходов, то их доля обычно отдает "Изабеллой" из тетропака. Так что, если не хотите опозориться, берите всё в свои руки, а точнее в руки сотрудников кейтерига. И не забудьте приготовить трогательную речь и набросать 10-15 тем для "непринужденного" смолл-толка со всеми важными гостями.

Удачи!

В следующий раз я расскажу вам, что делать ПОСЛЕ выставки. Подписывайтесь на мой канал