Найти тему

Проблемы освоения техногенных образований и возможные пути их решения.

Публикация по итогам геовебинара на проекте Геовебинар

Техногенные образования
Техногенные образования

Проблема освоения техногенных образований в настоящее время приобрела большую актуальность, так как более чем за двухсотлетний период функционирования горнодобывающей промышленности и связанных с ней перерабатывающих производств их накопилось огромное количество различных типов и видов, и в том числе, потенциально вредоносных для окружающей среды.

В статье Д.И. Целюка и И.Н. Целюка («Разведка и охрана недр» №12 за 2019г) приведена оценка о размещении более 60 млн. т продуктов обогащения золотосодержащих руд в отвалах и накопителях только Восточной Сибири. Также, в этой статье указывается, что в хвостах одной Советской ЗИФ за период применения ртутной амальгамации накопилось порядка 94 т ртути. При желании легко можно найти достаточное количество публикаций, в которых с разных сторон рассматриваются аспекты техногенного экологического “наследия” горноперерабатывающей промышленности.

Мы понимаем, что задача освоения и переработки отходов горного производства не нова. Те кто помнит из детства сказы Павла Петровича Бажова, помнят и истории о том, что «богатства недр из отходов пополнятся будут и бережное отношение к природе возобладает». Однако, ни во времена Советской власти, ни в современных условиях переработкой отвалов и хвостов никто серьезно не занимается. Заинтересованность в освоении Техногенных образований и продуктов переработки в настоящее время стали проявлять недропользователи, уже имеющие на своем балансе отвалы и хвостохранилища. И в первую очередь это крупные и социально ответственные компании. При их возможностях и ресурсах они должны и могут решить проблемы переработки техногенных образований. Но им нужно дать такую возможность, подготовить соответствующий пакет документов, внести необходимые изменения в уже действующие законы и подзаконные акты, подготовить новые, нацеленные именно на вовлечение в промышленный оборот техногенных образований.

Однако на территории старых горнорудных районов имеется достаточно большое количество техногенных образований, созданных предприятиями, которые давно перестали существовать. И не все из этих отвалов, хвостохранилищ и заброшенных территорий старых горных разработок стоят на учёте, как потенциально перспективные или, что более важно, опасные объекты. Подходы к освоению таких объектов находятся в числе нерешенных вопросов и, прежде всего, из-за несовершенства действующего законодательства, о чем уже упоминалось выше. Действующая нормативная база не выделяет техногенные образования в самостоятельный специфический объект недропользования и предлагает подходить к ним с теми же лекалами, что и к природным объектам, и месторождениям. Кстати, этим же недостатком страдают предлагаемые методические подходы к изучению и оценке техногенных объектов, а также и технологические решения по освоению таких объектов, что практически всегда приводит к низкому извлечению полезных компонентов и убыточной экономике проектов.

Известна информация о том, что действия по совершенствованию закона «О недрах» предпринимаются группой активных «единомышленников». Их усилиями эти вопросы наконец-то были выведены на уровень Государственной Думы и Совета Федерации. Так или иначе должно последовать какое-то решение. Но проблема в том, что специалисты в этой группе представлены в основном одним сектором золотодобытчиков – россыпниками. В результате предлагаемые поправки нацелены на облегчение именно их деятельности и часто расписаны, как инструкции прямого действия. При этом не учитываются нюансы освоения таких объектов, как лежалые хвосты обогатительных фабрик и отвалы бедных руд. Представляется целесообразным собственно в закон «О недрах» внести принципиальные ключевые поправки, выделив класс техногенных объектов и определив правовой статус полезных ископаемых, извлекаемых из недр до проведения Государственной экспертизы. Ведь даже в реальном производстве не каждый поисковый проект заканчивается подсчётом балансовых запасов. По экономическим параметрам на дату подсчета они могут иметь статус забалансовых или вовсе нерентабельных. Однако при этом при проведении поисковых и оценочных работ (особенно при отборе валовых и технологических проб) пусть и не в незначительных количествах, но извлекаются полезные ископаемые. Кто их собственник? Как реализовывать? И в этом тоже остается нерешенный вопрос определения их правового статуса.

Таким образом крайне важно решение хотя бы двух ключевых вопросов, которое выражается во внесении правок в действующую редакцию статьи 10.1 п. 3 и статьи 1.2. абзац 3 Федерального закона от 21.02.1992 (ред. от 27.12.2019) № 2395-1 “О недрах”. Прочие положения, уточняющие порядок лицензирования, оценки и другое, должны определятся подзаконными актами (постановления правительства, приказы МПР).

Следует отметить, что проблема обеспечения нормативными документами процесса освоения техногенных образований упирается в отсутствие общепринятой всеми участниками их классификации. Существует небольшое количество публикаций в которых рассматриваются вопросы классификации техногенных образований и методические подходы к их оценке. Но нет ни одной общепринятой, утвержденной органом, регулирующим отношения недропользования. В основе вышеизложенных положений лежат наблюдения за опытом оценки, экспертизы и освоения техногенных объектов в Красноярском крае (отвалы бедных марганцевых руд Мазульского месторождения, хвосты Артемовской ЗИФ, техногенная россыпь платиноидов р. Наледная в Норильском районе, отвалы золотосодержащих руд Богунайского ЗРУ) и Центрально Сибирском регионе. Так же этот опыт показывает, что в отсутствии общепринятой классификации и методических подходов, трудности испытывают как недропользователи, так и контролирующие и регулирующие органы власти.

Подходы к классификации техногенных образований могут быть различными, однако, представляется целесообразным выделение четырех крупных классов которые требуют своих специфических подходов и технологических решений:

  • Отвалы бедных руд;
  • Лежалые хвосты обогатительных фабрик;
  • Отвалы отходов переработки (шлакоотвалы);
  • Отвалы, образованные в результате отработки россыпей.

В отношении объектов, относимых к последнему классу, стоит прояснить ряд вопросов. Вопросы эти обусловлены активизацией лицензирования, вызванной появлением Приказа МПР №583 и, как следствие активизацией силовых структур по выявлению фактов незаконной добычи. А здесь мы имеем полный правовой вакуум в отношении полезных ископаемых, извлеченных из недр (в том числе и для технологического опробования) на оценочной стадии до прохождения государственной экспертизы.

Выводы из всего вышеизложенного:

  • Вопрос освоения техногенных образований актуален;
  • Вопрос освоения техногенных образований требует специфических подходов, отличных от подхода к природным объектам;
  • Вопрос освоения техногенных образований в первую очередь должен быть ориентирован на ликвидацию накопленного экологического вреда;
  • Вопрос освоения техногенных образований, требующих разработки принципиально новых технологий обогащения и извлечения полезных компонентов и нацеленный на улучшение экологии, должен решаться путем установления особого режима налогообложения.

Для решения описанных проблем возможны два пути:

  • Совершенствование нормативной базы путем внесения изменений в закон «О недрах» и иные нормативные документы, которые бы дали юридическое определение техногенным образованиям и определенный порядок работы с такими участками.
  • Работа научного и профессионального геологического сообщества по разработке и утверждению классификации техногенных образований, разработка для каждого класса общепринятых и утвержденных методических рекомендаций и инструкций.

Достижение поставленной цели наиболее вероятно и возможно путём разумного и сбалансированного сочетания всех этих путей.

В качестве конкретных шагов, направленных на решение проблем освоения техногенных образований предлагается считать следующие:

  • В поправках к Федеральному закону от 21.02.1992 (ред. от 27.12.2019) № 2395-1 “О недрах”, касающихся повторного освоения горно-промышленных отходов, разделить отходы от добычи и переработки коренных руд (породы вскрыши, отвалы забалансовых руд, хвосты обогащения и пр.) и техногенные россыпи, как в определении, так и при разработке нормативно-правовых актов.
  • В поправках к Федеральному закону от 21.02.1992 (ред. от 27.12.2019) № 2395-1 “О недрах” предусмотреть возможность федеральной государственной собственности, частной и в иных формах собственности на полезные ископаемые, извлеченные из недр в результате проведении аналитических исследований до проведения Государственной экспертизы запасов при поисках, оценке и разведке.
  • Пересмотреть нормативно-правовые акты, касающихся переоценки и повторного освоения техногенных россыпей, а именно:
  • считать техногенной такую россыпь, на которую ранее выдавалась лицензия и где были погашены балансовые запасы;
  • при выдаче лицензии на повторную отработку техногенных россыпей исключить требование полной разведки россыпи, а также экспертизы запасов и постановки их на баланс;
  • налог на добычу полезных ископаемых при отработке техногенных россыпей платить с добытого металла;
  • узаконить на техногенных россыпях совмещение разведки и эксплуатации, как вариант — применение разведочно-эксплуатационных полигонов.
  • Упростить (облегчить) доступ к техногенным россыпям и мелким не промышленным россыпям индивидуальных старателей с целью расширения рынка рабочих мест для населения в регионах с активной россыпной золотодобычей, в недавнем прошлом, для чего законодательно обеспечить работу золото-приемных касс.
  • В части снижения экологической нагрузки от горно-промышленных отходов прошлых лет необходима разработка и реализация региональных программ их учета и изучения на предмет обезвреживания и утилизации