"В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами."
Книга достаточно часто поражает читателя на протяжении всего сюжета. Высокие темы человеческого самовыражения предстоят в самом страшном и безумном виде.
Зюскинд показал очень мрачное и сухое понимание слова "творец". Антигерой Гренуй недвижим вдохновением и жаждой познания. Его главные спутники: фанатизм и одержимость. Образ этого персонажа создан с особым литературным вкусом. Гренуй словно призрак, словно ошибка. Он чудом избежал смерти, которая уготавливала ему собственная мать. Казался очень странным и пугающим ребенком. Умирает в день своего рождения. Он напоминает какое-то явление, будто он не личность с собственным характером. Зачастую автор проводит параллели между душой и запахом. Гренуй же запаха не имел.
"То обстоятельство, что в начале этого великолепия стаяло убийство, было ему (если он вообще отдавал себе в этом отчет) глубоко безразлично."
Даты, места, личности. Читатель всерьез может поверить в существование Жан-Батиста Гренуя. В то же время писатель вводит элементы магического свойства запахов. Ароматы действительно очень ассоциативно действуют на наше сознание. Зюскинд прекрасно на этом играет, особенно это заметно в начале, в описании места рождения Гренуя. Мы вспоминаем рыбную вонь и это не вяжется с таинством рождения новой жизни.
Трансформация искусства в одержимость и безумие очень мастерски прописана Патриком Зюскиндом, многое осмысливается через его героев. Редко Европа бывает такой мрачной и пугающей, как это вышло в данном романе.