Найти тему

Как управлять колонией?

Ну вот нахапали европейцы заморских колоний. И что теперь? И как теперь управлять кучей индейцев/негров/ещёкогонибудь, учитывая, что дворец монарха может находиться на другом конце света.

Для решения этой проблемы есть две тактики. Первая, возникшая с началом колонизации Нового Света парнями с Иберийского полуострова — «Директ рул» или же управление колониями напрямую европейцами. Таким образом, приплывший из-за моря Хуан Падре де Бан провозглашал себя правителем местных индейцев и делал с ними то, что хотел. При этом функции местных вождей сводились к минимуму, так как на этом районе есть только один авторитет — европейский.

Самое эпичное последствие директ рула — индейцы и испанцы/португальцы в ходе цивилизационной миссии эволюционировали в латиносов, заимели самосознание и вышвырнули испанцев без их разрешения. Это и есть рождение наций.
Самое эпичное последствие директ рула — индейцы и испанцы/португальцы в ходе цивилизационной миссии эволюционировали в латиносов, заимели самосознание и вышвырнули испанцев без их разрешения. Это и есть рождение наций.

При этом европейцы возлагали на себя бремя «цивилизационной миссии» — насаждения местным европейской культуры и законов. Например французы, применявшие в своих колониях чаще «директ рул», распространили действие французского уголовного кодекса на все части Света, судя по нему как европейцев, так и местных. При этом аборигенам таки оставляли возможность носиться по саваннам в набедренных повязках и верить в Умпа-Лумпу, но доступа к цивилизационным благам таким индивидуумам не давали.

Из минусов такого способа можно отметить уничтожение культуры аборигенов (на что всем окромя искуствоведов-африканистов нейтрально) и уничтожение местных социальных институтов, что может привести в будущем к классической африканской Войне всех против всех, так как новой социальной системы колонизаторы не дали, а смыться смылись, оставив туземцев раз на раз друг с другом. Отличным примером можно назвать Сомалиленд, бывшую итальянскую колонию, где снесли напрочь всю клановую систему, ничего не построив, вследствие чего сегодня в Сомали штук пять государств в одном, пираты и террористы.

Индекс Человеческого Развития. В бывших колониях, особенно африканских, всё плохо.
Индекс Человеческого Развития. В бывших колониях, особенно африканских, всё плохо.

С другой стороны, при небольшом желании, из местных можно сделать цивилизованных людей, за которых в Свете не будет стыдно. Примером может послужить Сингапур — портовый город в Малайзии, с самого своего основания находившимся под управлением англичан. После обретения независимости от Британской империи в составе Малайзии и последовавшей за этим независимостью от Малайзии, построенный европейцами город, населённый в основном китайцами, начал модернизацию по всем канонам Западного капитализма и вуаля — сегодня Сингапур, несмотря на свои размеры, экономический центр всей островной Юго-Восточной Азии, технологический гигант и 4-ый показатель по ВВП на душу населения. То же самое в теории можно сказать и про Тайвань, бывший Английской колонией, и только потом ставший последним домом для Китайской республики.

С приходом англичан жизнь этих парней никак не поменялась.
С приходом англичан жизнь этих парней никак не поменялась.

Другой подход, особенно любимый англичанами — «Индерект рул», или же косвенное управление. При такой системе ничего в уже устоявшейся системе не ломают, а лишь подчиняют верхушку себе. Самым большим примером такого способа управления является Индия, где Великобритания опиралась на власть раджей, которым порой шептали на ушко, чего королеве надобно, и что надо бы исполнить. В то же время местные вожди в плане внутренней политики оставались при своём и порой даже получали больше власти. Естественно, при отсутствии законодательного контроля начинался лютый беспредел, так как тот же Раджа мог делать со своими индусами что угодно, а британский генерал-губернатор просто сидел у себя в дворце и похихикивал, так как доходы с торговли всякой индийской фигнёй вроде тканей, специй и прочего были колоссальными. Но есть и плюсы — ранее находившиеся под контролем раджей регионы сегодня управляются лучше, чем те, что были под контролем напрямую из Лондона.

При этом европейцы (кроме первых колонизаторов, свои колониальные империи потерявших) использовали комбо из обоих этих приёмов. Так, чаще всего вся европейская цивилизация разливалась над городами, где теперь был уголовный кодекс, гражданские права и жельдере мегельде, а веры в колхозы европейцы ещё не заимели, вследствие чего колхозников за людей не считали и особенно внимания на них не обращали. Такой феномен двух государств в одном европейцев особенно не волновал, так как колонии уже итак государства в государстве, с чем можно смириться.

Но когда призраки из ущелья выполнили свою клятву и исчезли европейцы раскаялись за колониальное прошлое и смылись из Африки, возник небольшой нюанс — а как систему управления то менять? Новообредшие независимость вместе с неясно откуда взявшимся национальным самосознанием негры решили особенно не запариваться и воспользоваться той же системой, какой пользовались европейцы. То есть в городах есть цивилизация, поэтому города круто, а колхозы, цивилизации не имевшие, своего мнения не имеют и будут делать то, что скажут из города. В колхозах с этим не согласились, поэтому колхозники взялись за калаши и пошли валить городских. Так выглядит почти вся история Африки в 60-х, да.

Такие дела.

Читайте журнал с первого выпуска и восстановите хронологию исторических событий в своей голове!