Найти в Дзене

Мы живём, под собою не чуя страны…

Оглавление

На фоне пандемии, смертельного ДТП с участием Михаила Ефремова и голосования за поправки в Конституцию как-то незаметно прошла интересная информация по одному из телеканалов. Некий доктор медицинских наук (к сожалению, не запомнила, в какой области, но точно не эпидемиолог), вдобавок член то ли общественной палаты, то ли какого-то общественного совета, внес следующее предложение. Пора оптимизировать, то есть сократить, сеть психоневрологических диспансеров. А пациентов, не представляющих прямой угрозы для окружающих, отпустить домой под опеку родных и под наблюдение врачей и сотрудников полиции, как это принято во многих цивилизованных государствах. И прозрачно так намекнул: мол, сейчас не тоталитарный режим, чтобы людей в психушках держать.

В рамках очередной кампании?

Допускаю, что господин профессор преследовал благие намерения. Однако он не учел такую особенность нашей жизни, как кампанейщина. Начнем с той самой недоброй памяти эпохи тоталитаризма, когда с размахом шла кампания по выявлению и уничтожению «врагов народа», которая унесла не меньше жизней, чем Великая Отечественная война. А потом пошло-поехало! Кампании по освоению целины, по выращиванию кукурузы чуть ли не в Заполярье, строительство Байкало-Амурской магистрали, которая, в общем, оказалась не очень-то и нужна. И всё это с митингами, громкими лозунгами и призывами. И это еще одна наша национальная особенность — показуха!

Но вернемся в наши дни. Предположим, что часть пациентов психодиспансеров, как утверждает господин профессор, безопасны для окружающих. Кто и как будет определять степень их вменяемости? Далеко не в каждом российском медучреждении, особенно в провинции, работают опытные психиатры. А если где и имеются, я думаю, им есть чем заняться, кроме наблюдения за людьми, у которых «не все дома». А если у человека нет жилья, нет семьи, кому он нужен и куда он пойдет? А если в момент выписки он находился в состоянии ремиссии, которая вот-вот закончится, и кто знает, что взбредет в его больную голову? Непонятно, кто и как будет предоставлять в органы правопорядка сведения о больных, отпущенных в свободный полет. Как сказал мой знакомый, майор МВД в отставке: «К каждому сумасшедшему полицейского не приставишь». И они будут жить рядом с нами: неузнанные, неопознанные. А часть из них — убийцы и насильники, которые на момент преступления были признаны невменяемыми. За несколько лет они якобы вылечиваются и выходят на свободу. И согласно статистике, около 80 процентов из них совершают новые насилия и убийства.

Дурдом уже распустили?

Конечно, предложение реформатора от медицины, да еще во время карантина, выглядит, мягко выражаясь, странновато. Но в наши дни, если заглянуть в интернет, всё чаще и чаще возникают коллизии, когда действительно трудно понять, кто нормален, а кто, как говорится, «с прибабахом». Вот только несколько примеров. В Свердловской области некая Гайдученко забила молотком 12 пенсионерок. Признана вменяемой. Апрельской ночью 20-летняя жительница Курска вынесла 6-месячного сына в парк, бросила в кучу прелых листьев (может, кто найдет!) и ушла домой. Признана вменяемой. В Пензе четверо 13-летних школьниц искалечили одноклассницу. Поводом стало то, что девочка нечаянно сломала сигарету в руке одной из них. Только за последние полгода подобные случаи произошли в Красноуральске, Владивостоке, Екатеринбурге, Красноярске — далее по списку…

Кажется, мир окончательно сошел с ума. Девчонки жестоко избивают подругу, вокруг стоит толпа таких же юнцов, снимают на видео. Потом всё выкладывается в интернет, который давно уже превратился в полигон самых опасных информационных отходов. Не отстает и телевидение. В студиях федеральных каналов собирается народ, «чтобы обсудить истории, о которых невозможно молчать». Допускаю, что когда-то авторы подобных шоу преследовали благие цели. Но не зря Талейран сказал: «Бойся первого движения души: оно обычно бывает благородным». Шло время, и никто не заметил, как плюс и минус поменялись местами. В результате девчонки, искалечившие подружку, пацаны, издевающиеся над учительницей, и прочая малолетняя шелупонь чувствуют себя героями. Они уже поняли, что с ними ничего нельзя сделать. Ну, погрозит пальчиком популярный телеведущий, ну, скажет какая-нибудь тетенька с депутатским значком: «Ай-ай-ай, нехорошо». И всё! Зато вся страна на них смотрит и все сверстники завидуют: круто ты попал на ТВ! Красава!..

Вернемся в Сеть. В Новгородской области мать закрыла двух дочек возраста трех и четырех лет и ушла пить водку с друзьями. Вернулась через 10 дней. Два замерзших тельца похоронила под крыльцом и еще 7 месяцев получала алименты от отца девочек. Признана вменяемой. 63-летний доцент из Питера убил свою 24-летнюю подругу, тело расчленил и утопил в Неве. Признан вменяемым. И имя таким особям — легион.

…Христос говорил, что царствие небесное внутри каждого из нас. Но вот эти люди — какое у них там царствие! Что происходит? Как будто мы все участвуем в каком-то нелепом, диком спектакле, финал которого не знает и сам режиссер. Если же всё, о чем сказано выше, нормально и человек сам не замечает, как погружается в пучину безумия, так может, в предложении господина профессора и нет ничего странного? Психом больше, психом меньше — какая разница?..

Марина ЮРЬЕВА
Фото из открытых источников