Где ученики должны были ожидать Иисуса Христа?
Читаем в Евангелии от Матфея (Мф28:7, 10, 16-18, Синодальный перевод): «... и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. ...Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. ...Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.»
По толкованиям на сайте Оптиной пустыни (Мф28:7, Мф28:10, Мф28:16), речь идет о провинции Галилея (так думали Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский и другие). Эпизод же с чудесным ловом на Тивериадском море (в той же Галилее), по Феофилакту Болгарскому, произошел за некоторое время до Вознесения; таким образом, несколько учеников пошли в Галилею, где им во время чудесного лова явился Иисус Христос, после чего они вернулись в Иерусалим. Видимо, именно после этого они получили повеление не покидать Иерусалим до Вознесения (Деян1:4, Лк24:49).
Можно ли думать, что поклонение одиннадцати апостолов Иисусу на горе в Галилее произошло после чудесного лова в той же провинции, за некоторое время до Вознесения, произошедшего на одноименной горе возле Иерусалима? Имеющейся у нас информации недостаточно.
В воскресной стихире на "Хвалитех" на 5 глас также упоминается Галилея:
Го́споди, вереи́ ве́чныя сокруши́в,/ и у́зы растерза́в, от гро́ба воскре́сл еси́,/ оста́вль Твоя́ погреба́льная,/ во свиде́тельство и́стиннаго тридне́внаго Твоего́ погребе́ния:/ и предвари́л еси́ в Галиле́и, в пеще́ре стрего́мый./ Ве́лия Твоя́ ми́лость, Непостижи́ме Спа́се,// поми́луй и спаси́ нас.
Между тем, в Деяниях же апостолов (Деян1:10-12, Синодальный перевод ) читаем: «...и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.» Согласно буквальному смыслу, гора Елеон и является местом Вознесения.
Приведем сведения о месте Вознесения архимандрита, ученого монаха и путешественника 19 века Порфирия (Успенского), будущего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1853), епископа Чигиринского (1865-1878) .
Интересующие нас сведения изложены в труде Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Том II. Читаем запись от 1844 года, июнь 13, вторник:
Из Адомима тою же дорогою я возвратился в Вифанию и отсюда проехал на Елеонскую гору с запада, где и провел часа два в подробном обозрении как сей горы, так и Галилеи и горы Соблазна, и старался прояснить себе некоторый библейские сказания.
На самой вершине Галилеи теперь ничего нет, кроме большой цистерны и обломка колонны из порфирового камня, приосеняемых несколькими гранатами. Но в древние времена на этом месте стоял храм во имя апостолов. Ныне эта часть горы снизу до верху принадлежат Иерусалимской патриархии.
«[Говорят, что на Галилее стояли апостолы во время вознесения Спасителя на небо и что эта вершина получила такое название оттого, что ангелы говорили им: мужиe галилейстии, что стоите, зряще на небо (Деян.1:11 ). Но этому говору верить нельзя, ибо еще до явления ангелов апостолам одна гора близ Иерусалима называлась Галилеею, и на этой гopе вocкpecший Господь явился 11-ти ученикам и говорил им: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:16–18 ) и пр. У евангелиста Матфея: единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус ( Мф28:7, 10, 16-18 ). Очевидно, что эта Галилея есть гора, а не область Галилейская].
Ныне, среди открытого двора, обнесенного безобразною оградою, стоит осмиугольная малая часовня. Когда-то она устроена была из одних бело-мраморных колонн, без дверей, с пролетами и с одним куполом. Но магометане заклали пролеты. В этой часовне видна натуральная каменная поверхность Елеона, на которой отпечатлелась стопа Божественного Спасителя во время вознесения Его на небо, как говорит предание. Эта стопа довольно хорошо сохранилась; впрочем, пальцев не видно. Кажется, Спаситель слегка прикоснулся к дикому камню, может быть, в то мгновение, когда Он обратил последний взор свой на Иерусалим. Благочестивое предание о вознесении Богочеловека с Елеона не противоречит благовествованию евангелиста Луки, который говорит, что Господь Иисус вывел учеников из Иepyсалима до Вифании и, подняв руки свои, благословил их; и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Ученики были выведены до Вифании, а не в самую Вифанию, стало быть, они остановлены были по ту сторону Елеона, на горном склоне, между Вифаниею и вершиною Елеонскою, ибо древняя Вифания была ближе к сей вершине, а нынешняя спустилась ниже, – к погребальной пещере Лазаря. Там Господь благословил учеников своих и стал отдаляться; но куда? Очевидно, на самую вершину Елеона, где и коснулся Божественною стопою Своею и оставил след ее в память и утешение верующим во имя Его. Апостолы тотчас пришли на cиe место и смотрели на небо во время восхождения Господа. Тогда вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали и пр. и пр. Тогда они возвратились в Иерусалим от горы, нарицаемый Елеон (Деян. 1:10–12). Из сих слов апостола Луки видно, что они были на Елеоне.
Как видим, еп.Порфирий(Успенский) придерживался того мнения, что была только одна гора и одно место поклонения. А что вы думаете обо всём этом?
См. также публикацию о том, как Елеонская гора выглядит в настоящее время. Большая подборка картин о Вознесении - здесь.
Оценивайте публикацию, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал.