В минувшее воскресенье с краткосрочным визитом, продолжавшимся 8 часов, Французскую Гвиану посетил премьер-министр Франции. Он пообщался с представителями государственных служб на фоне усиливающейся критики в адрес французского правительства.
Диего Шове
Гвиана – крупнейший заморский регион Франции. Более половины населения живут здесь за чертой бедности, много мигрантов. Эти факторы делают территорию особенно уязвимой перед лицом пандемии. Сейчас регион переживает новую вспышку ковида – если первая волна была завезена из Франции, то теперь основной источник заболевания – соседняя Бразилия, границы с которой почти не контролируются.
На данный момент здесь зарегистрированы почти 6 тысяч случаев заражения (в находящейся неподалёку Венесуэле – меньше десяти тысяч при населении в 110 раз больше).
Премьер-министр Жан Кастекс прибыл в минувшее воскресенье во Французскую Гвиану, охваченную вспышкой Covid-19. Его сопровождали министр здравоохранения Франции Оливье Веран и министр заморских территорий Себастьен Лекорню. Жан Кастекс хотел «убедиться в том, что имеющихся средств было достаточно для успешной борьбы с эпидемией». Он похвалил работников государственных служб и заявил, что Оливье Веран останется в Гвиане ещё на сутки и проведёт 13 июля ряд встреч с местными депутатами и активистами, после чего будет принято окончательное решение о мерах по поддержке населения.
Читайте больше: Заморским территориям Франции угрожает голод. Об этом заявила министр заморских территорий Анник Жирарден. Карантинные мероприятия тяжело сказываются на положении населения, большая часть которого занята в туризме, строительстве и неформальном секторе экономики.
https://humanite-russie.ru/2020/04/27/zamorskie-territorii-frantsii-v-seryoznom-sotsialnom-krizise/
На 11 июля в Гвиане было зарегистрировано 5 949 случаев заражения коронавирусом, 26 умерших и 130 госпитализированных, 23 из которых находятся в реанимации. Лоик Эпельбуэн (Loïc Epelboin), врач-инфекционист, работающий в больничном центре округа Кайенны, говорит о проблемках с поставками расходных материалов и нехватке медперсонала – особенно в отделении скорой медицинской помощи. Однако, по его словам, «в целом ситуация вызывает опасения, но не выходит из-под контроля». Тем не менее, в округе Кайенны «наблюдается настоящая вспышка эпидемии. На нас обрушилась огромная волна, но за последние три-четыре дня ситуация более или менее стабилизировалась», – рассказывает медработник. Больничному центру пришлось предпринять «колоссальные усилия», чтобы увеличить количество койко-мест для больных коронавирусом с 20 до 80 и приготовить 40 дополнительных мест в отделении реанимации. «В настоящий момент наблюдается ухудшение положения в коммуне Сен-Лоран-дю-Марони», – добавляет он.
В Гвиане, граничащей с Суринамом на западе и с Бразилией на юге и востоке, на основании санитарно-эпидемиологических показателей по-прежнему действует чрезвычайное положение. «Первая волна пришла к нам из Европы. Все первые случаи Covid-19 были связаны с континентальной Францией. Мы пережили очень сложный период самоизоляции, соблюдавшейся населением, а затем снятие режима ограничений, который проходил в тот момент, когда количество заражений в Южной Америке приближалось к максимальным значениям». Теперь повторные вспышки эпидемии объясняются контактами с соседними государствами.
Депутат партии левых демократов и республиканцев (GDR) округа Кайенны Габриэль Сервиль кипит от гнева. Он говорит о том, что предупреждал органы власти о возможности эпидемиологического риска для Гвианы начиная с февраля. «Я отправил письмо в Региональное агентство по здравоохранению (ARS), чтобы предостеречь официальные органы: Гвиана не Франция – она не отвечает общим государственным стандартам», – подчёркивает он. «Следовало бы лучше контролировать реки, которые отделяют нас от Суринама и Бразилии», – продолжает депутат и напоминает о том, что половина жителей Французской Гвианы живёт за чертой бедности, и что «картография распространения вируса соответствует зонам проживания с антисанитарными условиями». «К тому же, следовало бы обратиться к лидерам местных сообществ, чтобы помочь обеспечить на практике наблюдение за ограничительными мерами. Необходимо и дальше проводить исследования в области медицинской антропологии», – добавляет Габриэль Сервиль. Он также возмущается той позицией, которую правительство заняло в отношении местных избранников: «Эдуар Филипп говорил о желании опереться на депутатов, особенно мэров, но наши предложения никогда не принимались во внимание, а к местным ассоциациям никогда не обращались за советами и помощью». Также жёстко он выражается о новом премьер-министре: «Мы вернулись в эпоху колоний, когда из Парижа приезжает колонизатор и даёт инструкции, игнорируя интересы местного населения, убеждая нас в том, что «обуздать эпидемию в Гвиане, не учитывая того, что происходит в соседнем государстве, особенно если во главе этого государства стоит такой человек как Болсонару, просто невозможно».
Матьё Тетрель, волонтёр Международного экуменического центра взаимопомощи Cimade, подтверждает существование проблем с границами. «Вирус распространяют не сами мигранты. Всё объясняется плохо контролируемыми границами. Многие люди живут обычной жизнью и даже не имеют ни малейшего представления о том, где проходит государственная граница». Они ежедневно отправляются в Бразилию, в которой свирепствует пандемия, за покупками, так как цены в Гвиане очень высокие, или просто для того, чтобы встретиться с друзьями или родственниками. По мнению Мишеля Тетреля, для эффективной борьбы с коронавирусом и, прежде всего, с усилившимся социальным кризисом, сначала нужно было бы легализовать всех тех мигрантов, у которых нет документов, чтобы они могли получить доступ к медицинскому обслуживанию, качественному жилью и выплатам социальных пособий. В то время как чрезвычайное положение действует во Французской Гвиане до 30 октября, продление выплаты социальных пособий (пособия по безработице и по бедности) было, как и в континентальной Франции, приостановлено с 15 июня. «В результате люди здесь голодают», – говорит волонтёр Cimade. Услышит ли правительство жителей Французской Гвианы?