Авиационный техник, авиамеханик, авиационный механик — можно по-разному назвать эту сложную и интересную профессию по ремонту и техническому обслуживанию самолетов. Специальному корреспонденту журнала «Гражданская авиация» Артему Каширину довелось побыть в этой профессии почти целый день, выполнив задания в ангаре предприятия «А-Техникс»
Сразу отметим, что все проходило под контролем специалистов, съемки были сделаны постановочно и не влияли на производственный процесс.
Приступать к работе нужно в спецодежде, которую Артем получил на складе под роспись. А вообще-то кому попало такую форму не выдадут — у авиационного техника должно быть соответствующее техническое образование и допуски к работе с определенными типами воздушных судов.
Сперва новичок изучает документацию, работу предприятия. Затем с наставником кандидат проходит стажировку на самолете, а после этого квалификационная комиссия определяет, готов авиатехник к работе или нет. Если все проходит успешно, новый сотрудник получает сертификат, где будет прописано все то, что он может выполнять на воздушном судне.
Давайте представим, что Артем успешно прошел все подготовительные стадии. К 8 утра, как и все, он появился на работе, где начальник смены распределяет между сотрудниками задания. В распечатке каждого задания указывается четкий перечень работ и инструмент, с помощью которого они должны производиться.
Потом надо получить на складе инструменты, в конце рабочего дня их предстоит вернуть под роспись. Самое главное — не оставить все это где-нибудь в самолете.
Первое задание Артема — снятие панели с самолета с помощью отвертки. Затем нужно отнести панель на специальное место около самолета, приклеить стикер, где указано, откуда снята деталь. Ну, и не забыть комплект снятых болтиков оставить. Перед тем как снять панель, в кабине пилотов деактивировали одну из гидравлических систем, тоже повесив специальный стикер, что она сейчас «на обслуживании».
«Имитацию отворачивания» панели самолета отверткой Артем производил, не снимая обручального кольца. Этого ни в коем случае нельзя делать. Деталь легко поцарапать, да и кольцо можно банально потерять.
Первое задание выполнено, все расписались в документации, работа попала в специальную информационную систему. Если подписей нет, то это влечет много неприятных последствий: самолет просто могут не выпустить из ангара, при этом все надо будет полностью переделать заново, а потом еще предстоит расследование инцидента.
В зависимости от сложности работы на самолете, она приобретает определенный статус. При сложных операциях присутствует инспектор, он все контролирует, а потом проверяет правильность выполнения задания. Работа может проверяться и в третий раз, тогда проводится дополнительная инспекция.
Большую часть времени у Артема заняло второе задание. Он безуспешно попытался снять кресельный блок в пассажирском салоне. Это оказалось довольно сложно. А ведь речь шла о простой операции, относящейся к типу работ А-check (через определенные часы налета). Есть и более сложные — B-check, C-check и D-check.
Первый сложный и интересный день из жизни авиатехника для Артема окончен. Документацию он сдал, инструмент сдал, спецодежду тоже. При подготовке этого фоторепортажа ни один самолет не пострадал.
Фото Артём Каширин