Найти в Дзене
Мышалёт Злобный

Странные книги моего детства. Часть 10. Маленький оборвыш

Книга Джеймса Гринвуда "Маленький оборвыш" была написана в 1866 году. В Британии книга издавалась дважды в 19 веке и была почти забыта. В России ее перевели сразу же, и неоднократно переиздавали. Её автор - британский писатель и журналист Джеймс Гринвуд был хорошо известен серией репортажей о жизни Лондонского дна. Он долго и пристально изучал лондонские трущобы, ночлежные дома, работные дома. Он знал о тюрьмах и больницах для бедных все. Воровские притоны и богадельни были изучены Гринвудом досконально. Выпустил множество книг для детей, но все они были подражательны. О нем даже в Британской энциклопедии нет статьи, увы. «Маленький оборвыш» тоже весьма вторичен, но начинаешь это понимать только спустя много лет, приобщившись к Диккенсу и Гюго. Однако, я любила эту книгу и мне она нравится до сих пор, я даже детям своим ее подсовывала. Безуспешно, увы. При всей вторичности сюжета мне нравилось погружение в викторианскую эпоху, выпуклые характеры главного и второстепенных героев

Книга Джеймса Гринвуда "Маленький оборвыш" была написана в 1866 году. В Британии книга издавалась дважды в 19 веке и была почти забыта. В России ее перевели сразу же, и неоднократно переиздавали.

Книга из моей библиотеки.
Книга из моей библиотеки.

Её автор - британский писатель и журналист Джеймс Гринвуд был хорошо известен серией репортажей о жизни Лондонского дна.

Книга из моей библиотеки
Книга из моей библиотеки

Он долго и пристально изучал лондонские трущобы, ночлежные дома, работные дома. Он знал о тюрьмах и больницах для бедных все. Воровские притоны и богадельни были изучены Гринвудом досконально.

Выпустил множество книг для детей, но все они были подражательны. О нем даже в Британской энциклопедии нет статьи, увы.

«Маленький оборвыш» тоже весьма вторичен, но начинаешь это понимать только спустя много лет, приобщившись к Диккенсу и Гюго.

Однако, я любила эту книгу и мне она нравится до сих пор, я даже детям своим ее подсовывала. Безуспешно, увы. При всей вторичности сюжета мне нравилось погружение в викторианскую эпоху, выпуклые характеры главного и второстепенных героев (немного театральные, картонные, но четко нарисованные по типу: плохой –хороший), сюжет о сироте, вызывающий сострадание, а также гнетущая атмосфера Лондона. Теперь я понимаю, что мне повезло с изданием. Моя книга издана в 1967 г. в пересказе Корнея Чуковского, который, как мог, смягчил топорный стиль её автора.

Книга написана от лица мальчика-сироты, и мы смотрим на мир его глазами. Равнодушный отец, озлобленный тяжелым трудом и мачеха, которая морит ребенка голодом, толкают Джимми убежать из дома и примкнуть к уличным бродяжкам. Учитывая, что пособие для бедных было отменено, такого угнетения и нищеты, которое испытывали низы общества, наверное, редко где встретить. Прочтите эту книгу на фоне разрекламированных произведений Джен Остин и сестер Бронте. Это другой мир Англии, и он вряд ли вам понравится. Суровая правда и беспощадный реализм – вот что представляет собой «Маленький оборвыш», и в ней все-таки есть место сантиментам, потому что книга о детях и для детей. «В пределах Лондона ежедневно как летом, так и зимой бродят около ста тысяч мальчиков и девочек - без присмотра, пищи, одежды и занятия. Превосходный кандидаты для Портланда (пересыльная каторжная тюрьма) и ссылки!» - писал Гринвуд в своих очерках «Семь язв Лондона» в 1869 году.

-3

Поначалу осуждаешь ребенка, покинувшего кров, ушедшего бродяжничать. Казалось бы: потерпи, смирись, но в итоге понимаешь – нищета под отчей крышей немногим лучше беспризорного житья.

Повествование начинается с Тернмилл-стрит, местечко с дурной славой: трущобы, близость скотобойни, невыносимая грязь скотобоен и уличная преступноть. Неподалеку от этой улицы находился исторический мясной рынок Смитфилд, который появился в городе еще в 1123 году и существует до сих пор. Мы следуем за героем мимо здания суда на улице Олд-Бейли и печально знаменитой Ньюгейтской тюрьмы, Овощного рынка Ковент-Гардена.

-4

Мы узнаем, что такое питаться отбросами и чуть не умереть от лихорадки, каков был быт подмастерьев трубочистов, доведенных до инвалидности в в малолетнем возрасте. Мы узнаем о том, как в анатомические театры тайно продавались трупы. Мы узнаем о работных домах - сущем оплоте рабства, о притонах для малолетних преступников, контролируемых разбогатевшими негодяями.

-5

От одних названий глав мороз по коже: «Я остаюсь в живых», «Я убегаю от полиции», «Я становлюсь уличным певцом».

-6

Ужасный конец книги - это вранье, которое я чувствовала и в детстве. Автор хотел подсластить пилюлю. «Тут понадобятся мальчики, чтобы вывозить мусор. Хочешь я порекомендую тебя? Я был в полном восторге. … С тех пор я уже перестал быть «маленьким оборвышем» и сделался маленьким рабочим».

Максим Горький в свое время высоко отозвался о книге, которую прочел подростком. И я ее советую прочесть, эту беспощадную энциклопедию бродяжничества и нужды.