Enter нашел и расспросил казанских профеминистов о гендерном порядке, роли видеоигр в определении сексизма и утопическом равноправии.
СПРАВКА
Профеминизм — это солидарность и поддержка феминистской борьбы и феминистских проблем со стороны мужчин.
Денис
копирайтер, 25 лет
Феминизм — это про равенство. Феминизм помогает понять, кому нужно это равенство и как оно должно работать, сделать движение за права и свободы человека менее обезличенным. Я не приемлю насилие, подавление одного человека другим, поэтому поддержка феминизма для меня абсолютно очевидна и составляет часть моего мировоззрения.
Сидеть дома с детьми — это не плохо. Главное, чтобы этот выбор был сделан самостоятельно. Я знаю женщин, которые хотят иерархии и говорят: «Пусть мужчина меня содержит». Я не знаю, что с этим делать и сам факт передачи своих прав другим людям кажется мне очень странным. Это их выбор, но он мог появиться в патриархальной системе, в которой у девушек, возможно, не было других возможностей.
В нашем обществе на одну и ту же проблему могут отреагировать по-разному в зависимости от пола того, кто ее поднял — и это неудивительно. Феминизм — это отличная социальная идея и если какой-то лидер мнения независимо от пола начинает говорить о хороших вещах, то это идет на пользу обществу. Осуждают порой не движение, а понимание феминизма. Если я спрошу: «Ты за равенство людей?» — и получу положительный ответ, я скажу: «Получается, ты феминист» — и собеседник станет это отрицать. И очень часто можно услышать, как люди говорят: «Я конечно не феминистка, но…». Люди очень боятся слова «феминизм», потому что оно стигматизировано и носит негативный оттенок.
Феминизм развивался в рамках марксистской методологии, исходящей из того, что развитие общества происходит из внутренних противоречий. Женщины борются с мужчинами не потому, что они плохие, а потому, что они сосредоточили у себя в руках власть, а это противоречие, ведь власть не может всегда быть в одних руках. И женщины хотят даже не власти, а равноправия. Чем бы девушка ни занималась, в обществе существует стереотип о том, что если она не добьется успеха в традиционно «женских» областях, то она не состоялась. Даже если она работает топ-менеджером и получает миллионы, ребеночка-то у нее нет. Если попробовать сказать то же самое мужчине — это прозвучит странно.
Иван
архитектор и музыкант, 24 года
Если идти издалека, то феминизм — это женское движение, направленное на то, чтобы у женщин были такие же права, как у мужчин. Иначе говоря, пол не имел ключевого значения в принятии решений. Допустим, есть мужчина и женщина одинакового возраста с наличием равных профессиональных навыков. Но по статистике, они оба будут получать разную зарплату. Не скрою, я сам вероятнее взял бы на работу мужчину, потому что нет ни единого шанса, что он уйдет в декрет. И как с этим бороться я не знаю. Но я не могу вспомнить таких областей, где не смогли бы работать женщины. Разве что на шахтах. Есть сферы, в которых гендерное неравенство пересекается с законодательными структурами. Например, женщине обязаны платить за то, что она в декрете, а она может рожать бесконечно и уволить ее нельзя.
Я не могу назвать себя участником или сторонником движения феминизма, просто мои взгляды очень близки к этому. Я больше отношу себя к сторонникам равноправия, нежели феминизма. И это имеет принципиальное значение. Нельзя пытаться наделить женщину правами, они у нее и так есть и об этом просто нельзя забывать. Если я вдруг услышу где-то сексистскую шутку, то не стану доставать свой «меч толерантности» из ножен и кричать о равноправии.
К тому же, я и сам чувствую стереотипные традиционные установки, когда думаю, например, о семье. В будущем, если я когда-нибудь соберусь жениться и заводить детей, то буду готов к этому только при условии полной финансовой независимости. Это самый застарелый стереотип, который, кстати, никем не осуждается. Еще я всем открываю двери. И это как раз поощряется не всегда — очень часто слышу что-то вроде: «Неужели ты думаешь, что я сама не могу открыть себе дверь?». Иногда проявление уважения или культуры может прочитаться как патриархальный пережиток.
Артур
программист, 24 года
Политическое поле по большей части находится в руках мужчин и ориентировано на «мужские» проблемы. Даже если мы соотнесем количество мужчин и женщин, занимающихся политической деятельностью, то процент будет неравным. Бытует мнение, что по умолчанию всеми важными вопросами занимаются прежде всего мужчины, а женщинам остается свободная ниша в благотворительности или экологии. Но сейчас, подсчитав в голове примерное количество мужчин и женщин в Государственной Думе, мне все-таки кажется, что последних довольно много. Так исторически сложилось: право женщин избираться и быть избранными появилось буквально в прошлом веке. Если вспомнить античные времена, то весь сенат состоял из мужчин.
Мне сложно называть себя профеминистом, потому что я не совсем понимаю, что это значит. Но это точно не превосходство одного пола над другим. Феминизм — это равенство в самом общем смысле этого слова и лишь при приближении относится к женщинам. На сегодняшний день у каждого есть какая-то точка зрения по тому или иному вопросу. И называя себя в том числе профеминистом, ты концентрируешь внимание своего окружения на этой проблеме, что не так плохо. Как раз возвращаясь к теме развития общества: мы к этому придем, как только научимся поднимать значимые вопросы и искать на них ответы. Это касается даже уровня жизни, который в скандинавских странах гораздо выше, чем у нас. Как только человек перестанет вкалывать по 40 часов за 25 тысяч, он станет чуть менее агрессивным к окружающим. Это же можно отнести к вопросу о гомосексуализме и расизме — градус агрессии настолько высок, что обращается ко всем, кто хоть в чем-то не похож на остальных. Подобная проблема существует не только в России, но и в восточных странах.
Интересный феномен наблюдается и в русской лингвистике. Если мы посмотрим слово «учитель», то ничего не мешает нам переделать его в «учительницу». А если мы берем гораздо более высокую ступень, например, «профессор», то у него просто нет женского рода. В нашем случае это идет в ущерб правам и говорит о том, что подобная конструкция слова позволяет быть профессором только мужчине. И хорошо бы придумать нейтральную форму, но пока мы от этого крайне далеки. Есть словари феминизмов, но это некое научно-исследовательское поле, которое не будет популярным у массовой аудитории.
Радикальный феминизм, про который сейчас повсеместно говорят, на самом деле тоже не про истребление мужчин. Скорее, движение говорит о перепрограммировании системы, в которой мы все выросли. Но сейчас это достигло уровня какого-то мема, как с плохими ассоциациями об исламе. В феминизме существует огромная доля популизма, но это необходимая фаза в развитии. Без безумных и абсурдных ток-шоу, мы рискуем замолчать. Наверное, количество переходит в качество и провоцирует изменения.