О эффекте прайминга (формирование установки) я уже писал статью. Эффект этот очень интересен, он показывает, как сильно мы зависим от предыдущих установок, полученных возможно даже неосознанно.
В британском университете продемонстрировали, что наш выбор можно назвать независимым, только если мы находимся где-то в космическом пространстве. И то я не уверен, что окружающее пространство не повлияет на нас.
Сам эксперимент заключался в следующем: сотрудники британского университета на офисной кухне оплачивали чай или кофе, выпитые в течение дня, складывая деньги в общую копилку. Возле копилки висел перечень предлагаемых цен. Однажды над списком цен без предупреждения или объяснения вывесили фотографию. В течение 10 недель фотография каждую неделю обновлялась: это были либо цветы, либо глаза, смотрящие на наблюдателя. Как вы думаете, сильно изменился размер взносов, оплачиваемых сотрудниками? А что, если я вам скажу, что размер взносов, которые люди складывали в общую копилку колебался в 2-3 раза. Взгляните сами.
В первую неделю эксперимента на пьющих чай или кофе смотрят широко раскрытые глаза и средний взнос составил 70 пенсов за литр молока. Во вторую неделю на фотографии изображены цветы и средний взнос падает до 15 пенсов, это более чем в 4,5 раза.
Очевидно, чисто символическое напоминание о том, что за нами наблюдают, подталкивало людей вести себя приличнее и это очень наглядно видно на графике. При этом, очевидно, что все это происходило бессознательно.
Изучая этот график, я заметил еще одну интересную закономерность. Фотографии с женскими глазами в меньшей степени подталкивали людей на честную оплату, нежели мужские, но больше, чем с цветами.
В любом случае, делая выбор в следующий раз, хорошо подумайте, а ваш ли это выбор или ...