Огонь может быть полезным и причинять вред. Всё зависит от умения с ним обращаться, от внимания и целей.
Дорогие читатели, ни для кого не секрет, что дети и огонь- понятия не совместимые.
Мы оберегаем своих детей от травм и ожогов, жильё от пожара, поэтому часто запрещаем нашим сорванцам исследовать огонь.
И тут несколько вариантов:
1. Дети остаются равнодушными к теме огня, не изучают его, не проводят опыты.
2. Дети испытывают патологический интерес к огню и ищут любой способ поджечь что-то, извлечь искру, развести костёр.
3. Дети начинают панически бояться огня. Газовые горелки, костры, свечи- всё вызывает ужас.
Все эти стадии не являются нормальными для жизни.
У любого человека должна быть возможность проявить любопытство, исследовать объект своих познаний и сделать выводы.
Идеально, когда есть такая возможность ещё в раннем детстве и совместно с родителями. Тогда маленький человек получает возможность утолить познавательный интерес и выстроить доверительные отношения со взрослыми.
Если говорить непосредственно об опытах и играх с огнём, то можно сделать их полезными и безопасными.
Например, у нашего сына игры с огнём начались в 2,5 года. Это было вызвано необходимостью проработки некоторых логопедических проблем.
Мы стали тренировать дыхание, дуя на огонь свечи и делать артикуляционную гимнастику, вытягивая губы трубочкой.
То есть из абстрактных упражнений мы перешли к конкретным, необходимым в быту.
У нас есть традиция: на общие семейные обеды мы зажигаем свечу. И сын с раннего возраста видел, что огонь горит, это красиво и безопасно. Ему нравилось самому задувать свечи после обеда. Это тоже вызывало его интерес к огню.
Мне нравится, что не было страха, хотя пару раз он и обжигался, сунув палец в пламя свечи. Но всё это было под моим присмотром и, конечно, очень быстро.
Надо испробовать, чтобы знать, что огонь может быть опасным и причинять боль.
Когда есть такой опыт, то впоследствии гораздо проще объяснить меры осторожного обращения со спичками и огнём.
Сейчас сыну 3 и 3. У него существует здоровый интерес к такому природному явлению, как огонь. И чтобы помочь ему удовлетворить этот интерес, мы с мужем даём возможность ребенку наблюдать за костром в походе, за мангалом на нашем участке. Сын помогает в заготовке дров для костра, подбрасывает их в огонь. Наблюдает за самим процессом горения.
На костре мы делали опыты: горит-не горит. Клали в огонь бумагу, шишки, щепки, консервные банки и металлические шурупы. Потом давали ведёрко с водой и сын тушил огонь. Вода оказывалась сильнее огня! Это его удивляло.))
Важно, чтобы ребенок сам делал выводы, наблюдая опыты.
В ближайшие дни я выложу видео наших опытов с огнём. Это даст возможность увидеть и повторить безопасные игры.
Главное помнить, проводить такие игры необходимо всегда в присутствии взрослых и, соблюдая меры противопожарной безопасности. Мы всегда рядом имеем воду в ведре или кружке ( если ставим опыты со свечой на столе).
В видео я расскажу, почему некоторых детей патологически тянет к огню и поджигательству и как это корректировать.
Как бороться со страхом огня у других детей и как вызвать интерес у малышей, не впадая в эти крайности.
Подписывайтесь на мой нескучный канал и будем расти вместе!