Наташа Победина
г. Москва
www.facebook.com/natasha.pobedina
Член Московского Союза Художников.
Член Национального Института Американских художников-кукольников.
Член Британской Ассоциации художников по куклам.
Фрида Кало, благодаря своей жизни и искусству, вошла в массовую культуру, стала абсолютно узнаваемой. Для меня она — символ жизнеутверждающий. Символ преодоления страданий и смерти силой искусства и любви. И она женщина. И она художник.
Куклы «Двойной портрет Фриды Кало» сделаны по сюжету картины
«Две Фриды» 1939 года и других ее автопортретов. Автопортрет — основной мотив в творчестве мексиканской художницы. После страшной аварии восемнадцатилетняя Фрида могла и, кажется, должна была умереть. Жутко читать перечисление всех увечий, переломов и ран, которые были у нее на теле. Но она выжила. И прожила до 47 лет так бурно и насыщенно, что язык не повернется назвать ее инвалидом. Долгие месяцы она не могла подняться с постели — и тогда появились ее первые автопортреты, которые она писала лежа. Потом инвалидное кресло, металлический корсет, искусственная нога... Но все это перекрывала ее Жажда жизни. Любовь к мужчинам (и к женщинам), к искусству и к коммунизму. Экстравагантная была дама.
ТЕКИЛА, СИГАРА И ОСТРЫЙ ЯЗЫЧОК
«В моей жизни было две аварии. Одна — когда автобус врезался в
трамвай, другая — Диего». Я думаю, этот афоризм содержит большую долю иронии. Вторая авария — Диего (любовь ее жизни), хоть и приносил ей страдания, но делал ее живой. Картина «The Two Fridas» почти иллюстрация к этому высказыванию. Я oпишу так, как я это понимаю. Белая Фрида — это авария, катастрофа, которая чуть не отняла ее жизнь,
искалечила. Белый цвет невинности (Фриде было 18) и цвет Смерти, которая была так близко, цвет Вечности, в глаза которой Фрида заглянула, истекая кровью. Но Воля к жизни у Фриды была сильнее. В левой руке
она держит хирургический зажим, останавливает кровь, принимает
этот вызов.
| «Зачем мне ноги, если у меня есть крылья?» (после операции, когда из-за гангрены ей отрезали ногу)|
|«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь!» (перед смертью)|
Правая фигура, это та Фрида, которую она сама создала, совершенно self-made Фрида, та, которой могло и не быть. Она одета в национальный костюм, ярко, живописно. Ее сердце также оголено, ведь боль никогда не утихала. Но в руке она держит амулет с изображением Диего. Это то, что поддерживает ее жизнь. Вы можете прочитать и другие трактовки этой символической картины, говорящие, что правая фигура — это Фрида мексиканская, которую Диего любил, а вот левая — европейская, которую он разлюбил... чушь по-моему. И даже если сама Фрида так трактовала эту свою работу во время развода-разрыва с Диего, художник не всегда вполне осознает, что выходит из-под его кисти или пера. У зрителя всегда есть право на свое собственное видение. На соавторство. У моих кукол, которые есть вольная передача этой картины, у Белой Фриды (Фриды Невесты) добавлена красная нижняя юбка. Это «кровь», которую она теряет, и кровь, которая жарко течет по ее венам. Кровь — это грань между жизнью и смертью. Сердце Белой Фриды выполнено в более натуралистической манере — насколько вообще это возможно в кукольном жанре. Это ее природа, естество, молодость. А сердце яркой, цветной Фриды — это уже символ сердца. Вторая кукла — это, скорее, изображение мифа о Фриде, легенды, вошедшей в историю искусства и историю культуры. Она нарочито декоративна и чрезмерно разубрана, наподобие святых мощей. У обеих кукол на головах цветы - это самый узнаваемый элемент облика Фриды, ее фишка, ну и густые брови.
ПОЧЕМУ ВОЗНИК ТАКОЙ ОБРАЗ
Если бы Оля Лахина не носила цветочки на голове, оживляя серый
московский пейзаж, если бы один старый приятель не прислала мне
ссылку на клип про сердце и если бы я не попала в парикмахерскую
POMADA... этих кукол могло бы и не быть, были бы какие-нибудь другие.
А началось все с того, что наша учительница-англичанка объявила войну длинным волосам у мальчиков, особенно челкам. Мои мальчики сказали: «Пусть стрижется сама!» И пока я не нашла парикмахерскую, где все брадобреи в наколках, играет Nirvana и тому подобное, а на стенах висят соответствующие картинки, они отказывались от стрижки. Ну а потом, в ожидании, пялясь минут 40 на эти картинки и наколки, я тоже решила поиграть в POP-ART: сердца, черепа и прочая чепуха. Так появилась сначала кукла-скелетик, а потом и Фрида. Логическая связь между Скелетиками и Фридой, по-моему, очевидна. Она всю жизнь боролась со Смертью, к тому же St.Moerta — национальный мексиканский культ.
ИЗ РАБОЧИХ МОМЕНТОВ
Первая кукла, белая, вышла у меня легко, просто и цельно, и сразу мне
понравилась. Вторая же, по ходу работы, походила то на индианку, то
на китайскую принцессу. Каково же было мое... почти отчаяние, когда
Фрида стала совершенно украинкой. Понадобилось напрячься и найти эти «10 пунктов», которые отличают испано-мексиканский национальный колорит от украинского.
Тут, наверное, сыграли корни... украинские-то у меня есть, а мексиканских точно нет. Нужно, наверное, сказать, что фарфоровая кукла делалась не специально для Фриды. Это просто моя первая и пока единственная фарфоровая модель, которая сыграла эту роль.
"Кукольный Мастер" № 58/2018 г.
Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:
www.instagram.com/akademiyatvorchestva