Источники сообщают о забавной истории, которая произошла с одним из французских аристократов, посетивших королевский двор Людовика 14. Его спросили умеет ли он танцевать и, когда тот подтвердил, попросили доказать это. Дворянин, которого звали Монтброн, попытавшись изобразить танец, опозорился и вызвал дружный смех придворных и короля.
Но в то время это был не просто позор, это был потенциальный конец твоей карьеры. Потому что во время правления Людовика 14 танцы играли огромное значение. Умение танцевать было социальной и политической необходимостью, а также признаком твоего аристократического происхождения. Именно поэтому в 1660 годах в Париже было порядка 200 танцевальных школ, где обучались дворяне. Потому что попасть в милость короля, который считал балет самым важным в политике делом, иначе было просто невозможно.
С самого детства Людовику пришлось столкнуться с трудностями. Сначала он правил под присмотром дворян, затем во Франции начались волнения, называемые Фрондой. Дворяне хотели себе больше власти, а Людовик считал, что власть дана ему Богом и делиться ею он не собирался. Он называл себя "Королем Солнцем" - звездой в центре французской вселенной и делал все, чтобы каждому было об этом известно. Людовик лишил дворян необходимости служить в армии и вместо этого сформировал свои собственные вооруженные силы.
Он делал все, чтобы возвысить свой статус. Людовик занимался фехтованием, часами тренировался с учителем танцев Пьером Бошаном. И это были не просто тренировки. Людовик не зря говорил: "Государство - это я". Согласно политической теории того времени, правитель олицетворял свою страну. Пропорционально развив свое тело, Людовик демонстрировал, что он единственный источник силы и правит исходя из божественного права.
Для того, чтобы дворяне снова не задумались о мятеже, он нашел им подходящее занятие. Многие из них постоянно жили в Версале, который превратился в золотую клетку. Вся их жизнь стала запутанным танцем. Были правила кто и где может стоять, как заходить и выходить из комнаты, на каких стульях сидеть.
Теория Людовика 14 была в том, что дворяне не смогут свергнуть правительство, если будут слишком заняты этикетом и участием в разного рода пустяковых делах. Всю энергию аристократия тратила на сохранение собственного статуса. И танцы были одним из способов канализировать эту энергию.
Танцы давным давно были связаны с дворцовым этикетом. Но при Людовике 14 они стали одной из самых важных социальных функций двора. Аристократы учили от 2 до 4 новых танцев в год, и им нужно было держать в памяти порядка 12 танцев, что было довольно непросто, учитывая обилие движений и сложность.
Сам король любил принять участие в балете. Его дебют состоялся, когда ему было 15 лет. Выступление, которое называлось Le Ballet de la Nuit, состояло из 43 минипостановок, которые длились 12 часов. Там были и летающие колесницы, и крылатые кони, и монстры, появляющиеся из волн морских. В конце балета Солнце, которое играл Людовик, украшенный драгоценными камнями и страусовыми перьями, приходил прогонять Ночь. Это выступление король повторил шесть раз в течении одного месяца.
С возрастом он стал участвовать в длительных балетных выступлениях, которые должны были продемонстрировать его атлетизм и мужественность. Людовик, конечно же, играл главные роли. Больше всего он любил играть римских императоров.
Балет, со всеми его сложными движениями, был еще одним способом показать, что Франция была центром мировой культуры. И это удалось. Французская королевская мода и этикет стали популярны во многих странах. Шведский король даже отправил во Францию посла только для того, чтобы тот докладывал обо всех новинках при дворе.
Впрочем, танцевальная карьера Людовика продолжилась недолго. Король слишком любил поесть. Его золовка, принцесса Палатин, описала трапезу, во время которой король съел: "Четыре миски разных супов, фазана, куропатку, большую миску салата, два куска ветчины, кусочек баранины, блюдо с пирожными, а также фрукты и вареные яйца. Согласно балетному мифу, когда располневший король уже не мог сделать entrechat-quatre - движение, которое требует от танцора подпрыгнуть и дважды ударить ногу о ногу перед приземлением, балетмейстер придумал прыжок в полтора удара. Сейчас он называется королевским.
В 1701 году Людовику рисовали новый портрет. У художника Гиацинта Риго был талант изображать лица с фотографической точностью. Благодаря чему Риго был невероятно популярен среди знати и часто не успевал завершать портреты, отдавая мелочи, вроде фона, на откуп помощникам.
На картине Риго, Людовик изображен с презрительным выражением лица, гламурным блестящим париком и в туфлях на каблуке, декорированных драгоценными камнями. Художник изобразил 63 летнего короля несколько выше, чем он был, а благодаря горностаевой мантии пышное тело Людовика было незаметно. Если не считать ног.
Людовик гордился своими ногами, они демонстрировали его спортивное и культурное прошлое, и не давали забывать дворянам, кто именно был главным в государственном танце. Портрет Риго излучал силу и богатство и дворянам было запрещено поворачиваться к картине спиной.
Кроме того, король гордился тем, что во многом был первопроходцем в балете. К тому времени он уже создал Королевскую Академию Танца (современную Парижскую Оперу), участвовал в кодификации пяти основных позиций, которые используются в балете до сих пор, и помог сделать французский официальным языком танца (вспомните такие слова как пируэт и плие). Если бы не Людовик, балет мог до сих пор оставаться танцем скучающих итальянских аристократов.
Для Людовика балет не был символом чего-то изящного. Это был мощный политический инструмент, способ сохранения стабильности в стране, поддержания статуса кво. Если современные политики сохраняют свою репутацию благодаря работе медиаменеджеров, Людовик делал это при помощи искусства.