Найти в Дзене
ОКОЁМЫ

Внутрь или наружу: куда разворачивать газовые трубы?

Читателям "ОКОЁМОВ" мой пламенный привет! На сей раз речь пойдет о газопроводах. Можно подписаться на канал, я заранее вам благодарен ;) Вчера по сети пробежала инфа, что Турция не стала возобновлять прокачку «Голубого потока» после плановой остановки еще в мае. Дело в том, что ни ей, ни России не выгоден газ из этого газопровода: первая знает, где взять дешевле, чем по 228 баксов за 1000 кубов, вторая – не получает 30%-ую экспортную пошлину в госбюджет - собственно, главное, ради чего происходят все телодвижения Миллера и К за рубежом. На фоне подобной информации и не всегда удачных для "Газпрома" судебных исков возникает вполне логичный вопрос: почему бы этот самый бюджет не начать активно наполнять за счет внутреннего потребителя и полностью подконтрольных магистралей? Но вернемся на внешний рынок. "Голубой потом" - объект протяженностью 1213 км, построенный в 2002 г. за 3.2 млрд опять же баксов, по мнению аналитиков, отбил себя и остался в стороне от интересов и поставщика,

Читателям "ОКОЁМОВ" мой пламенный привет! На сей раз речь пойдет о газопроводах. Можно подписаться на канал, я заранее вам благодарен ;)

Вчера по сети пробежала инфа, что Турция не стала возобновлять прокачку «Голубого потока» после плановой остановки еще в мае. Дело в том, что ни ей, ни России не выгоден газ из этого газопровода: первая знает, где взять дешевле, чем по 228 баксов за 1000 кубов, вторая – не получает 30%-ую экспортную пошлину в госбюджет - собственно, главное, ради чего происходят все телодвижения Миллера и К за рубежом. На фоне подобной информации и не всегда удачных для "Газпрома" судебных исков возникает вполне логичный вопрос: почему бы этот самый бюджет не начать активно наполнять за счет внутреннего потребителя и полностью подконтрольных магистралей?

Но вернемся на внешний рынок. "Голубой потом" - объект протяженностью 1213 км, построенный в 2002 г. за 3.2 млрд опять же баксов, по мнению аналитиков, отбил себя и остался в стороне от интересов и поставщика, и потребителя. Сейчас все внимание на «Турецкий поток», который едва начал свою работу.

Картинка "АиФ".
Картинка "АиФ".

Таким образом, «Газпром» в настоящее время располагает двумя нитками старой трубы и двумя нитками новой. Возникает вполне логичный вопрос: а зачем понадобилось строить «Турецкий поток», если и существующего хватало с головой? Хаб в Европу? Забота о жаждущих голубого топлива европейцах? Вовсе нет, как бы кто не старался убедить нас с вами в обратном.

После изучения газовых проектов последних лет становится понятно, что на первый план выходят политические вопросы. И хотя Кремль регулярно говорит об обратном, энергетика давно стала полем настоящих войн, и длятся они еще со времен Советского Союза, который, кстати, под давлением США, так и не смог войти с большим газовым проектом в Европу. Подобное противодействие осуществляется и сейчас, ввиду чего «Северный поток 2» никак не закончить.

С экономической точки зрения не все так гладко и с газовой трубой на китайском направлении. Специалисты «Газпрома» в преддверии подписания соглашения поторопились дать оценку Чаяндинскому месторождению, которое при более внимательном изучении оказалось не таким щедрым и готовым к извлечению. Но тщательность тогда была не важна. А вот оперативно ударить по рукам с Китаем, означало демонстративное переключение приоритета российской политики с запада на восток. Теперь лярды еще неполученной прибыли тают на глазах. Кстати, нашей с вами.

В тоже время, экономически выгодны были бы трубы поменьше, но на внутреннем рынке и к частным домам. Здесь тариф можно выставлять практически любой – конкуренции нет, пипл схавает. Вместо этого дрова в противовес дорогостоящим проектам подключений, цена которых достигает 300 тысяч рублей. Тоже наших с вами. А ведь есть еще почти не окученный рынок заправок, который при правильной ценовой политике, перевел бы сотни тысяч автолюбителей на сторону газа.

А вот та же Турция, о которой уже шла речь берет газ не по дорогому долгосрочному контракту с «Газпромом», а на спотовом рынке, рассчитываясь сразу же по ценам, которые есть в момент сделки. Сегодня газ по таким контрактам составляет около 70 долларов за тысячу кубов. Безубыточная цена «нашего национального состояния» – 100 долларов за тот же объем. Поэтому сейчас команда Миллера озадачена вопросами наполнения хотя бы одного турецкого проекта, а Турция уже заявляет, что не будет продлевать контракт, который заканчивается в 2021 г. Им хочется цен поинтереснее. Например, как в Иране. Неслучайно именно оттуда в первом квартале года Анкара получила 924 млн кубов газа, при 389 млн из России. "Газпром" явно недоработал.

В существующих условиях команда Миллера не выглядит уверенной в себе транснациональной корпорацией, в том числе и на юридическом поле. Казалось бы, «Газпром» на рынке много лет и все договоры должны быть продуманы уже до мелочей. Вместо этого мы возвращаем по судебным искам со стороны своих бывших партнеров - Украина и Польша - миллиарды долларов. Кстати, тоже наших с вами.

Вот и получается, что как бы не хотелось играть в большие политические игры, рычагом воздействия трубы не становятся и зачастую не приносят ожидаемых прибылей. Поэтому экономически выгоднее играть в проекты поменьше, продавая газ по 70 долларов на территории своей страны и газифицируя все что можно, причем за счет государства.

Почему же именно внутреннее направление отстает? Или самая большая выгода в том, чтобы драть со своих граждан три шкуры?

Оставляйте комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.