Найти в Дзене
Crazy Historian

Маски в античном театре

Даже тот, кто очень далек от искусства, неприменно когда-нибудь видел древнегреческие театральные маски, которые любят использовать в оформлении учреждений культуры. Обычно одна маска как бы смеется, а другой уголки губ опущены вниз, вместе они символизируют комедию и трагедию, два основных жанра сценического искусства. Муз-покровительниц театра тоже две: Мельпомена считалась музой трагедии, а в последствии и драматического театра (наверняка слышали выражение «храм Мельпомены»), она изображалась с трагической маской и дубинкой или мечом, вероятно, это был намек на то, что трагедия, «это когда все умерли». Талия отвечала за комедию и легкую поэзию, рядом с ней комическая маска и тамбурин. Известно, что родиной европейского театра является Древняя Греция. Однако, он появился не как развлечение, а как религиозное действие! Аналоги костюмированных ритуалов мы можем видеть практически у всех народов - от Африки до Японии, только не везде они развились в нечто большее.  Древнегреческий театр

Даже тот, кто очень далек от искусства, неприменно когда-нибудь видел древнегреческие театральные маски, которые любят использовать в оформлении учреждений культуры.

Обычно одна маска как бы смеется, а другой уголки губ опущены вниз, вместе они символизируют комедию и трагедию, два основных жанра сценического искусства.

Театральные музы со своими атрибутами
Театральные музы со своими атрибутами

Муз-покровительниц театра тоже две: Мельпомена считалась музой трагедии, а в последствии и драматического театра (наверняка слышали выражение «храм Мельпомены»), она изображалась с трагической маской и дубинкой или мечом, вероятно, это был намек на то, что трагедия, «это когда все умерли». Талия отвечала за комедию и легкую поэзию, рядом с ней комическая маска и тамбурин.

Известно, что родиной европейского театра является Древняя Греция. Однако, он появился не как развлечение, а как религиозное действие! Аналоги костюмированных ритуалов мы можем видеть практически у всех народов - от Африки до Японии, только не везде они развились в нечто большее. 

Сцена из комедии Аристофана «Лягушки», изображенная на краснофигурном древнегреческом сосуде
Сцена из комедии Аристофана «Лягушки», изображенная на краснофигурном древнегреческом сосуде

Древнегреческий театр был воплощением условности: по внешнему виду актера зритель мог сразу понять, кто перед ним - бог, герой, царица или простолюдин.

В этом плане он очень близок к театру Кабуки. Например, все женские маски были белыми , потому что античная женщина большую часть времени проводила под крышей дома, мужские же маски были гораздо темнее, как бы со следами загара. Кстати, традиция изображать женское тело светлее мужского была воспринята художниками последующих поколений и просуществовала до XIX века.

Мужская и женская маски на античной мозаике
Мужская и женская маски на античной мозаике

«Колыбелью» театра принято считать ритуальные переодевания во время праздников в честь бога Диониса. Участники ритуала изображали самого бога и его спутников-сатиров: лица обмазывали винными дрожжами нового урожая, ими же покрывали статую бога.

Изначальный смысл данного ритуала - обеспечение плодородия в будущем, контакт с богами. Разыгрывание сцен из жизни богов характерно и для знаменитых Элевсинских мистерий, рассказ о которых есть на канале.

Постепенно представления приобретали все более светских характер, хотя сюжеты большинства пьес все равно строились на базе мифов. 

«Продавец масок на улице Рима», Чезаре Мариани
«Продавец масок на улице Рима», Чезаре Мариани

Маски не сразу стали такими, какими мы привыкли их видеть на фресках и мозаиках. Римский поэт Гораций называет изобретателем масок Эсхила, великого драматурга VI века до н.э. Однако он не изобрел маски, а усовершенствовал ранее существовавшие технологии. Вероятно, он первый стал использовать раскрашенные полотняные маски, изготовленные из льняной ткани, вымоченной в гипсе. Они были и легкими, и прочными одновременно!

Как правило, у маски был прорезное отверстие для рта, чтобы актера было слышно (у тех, кто играл роли без слов, маска была цельной). 

Античные театральные маски разных эпох и жанров
Античные театральные маски разных эпох и жанров

В Лексиконе Поллукса выделяется 28 видов масок для трагедии, которые делались не для отдельной роли, а представляли собой некий типовой образ, амплуа, и могли использоваться в разных представлениях.

Актеры с масками на античной фреске
Актеры с масками на античной фреске

Отдельную группу составляли маски для сложных образов, например, многоглазый Аргус или Медуза Горгона. Для древней комедии Поллукс не указывает разновидности масок, говоря, что в таких пьесах маски или изображали осмеиваемых лиц или это были карикатурные, фантастические фигуры в человеческих масках, с какими-то признаками своей роли (по аналогии с тем, как сейчас люди играют животных в детском театре - достаточно прицепить хвост и ты уже как бы волк).

В древности образ маски часто использовали в декоре зданий театров, эта традиция дожила до наших дней
В древности образ маски часто использовали в декоре зданий театров, эта традиция дожила до наших дней

В каком-то смысле маска была важнее самой актерской игры, так как зритель видел именно ее. От искусства изготовителя маски, его способности понять психологию персонажа, напрямую зависел успех карьеры того, кто эту маску будет носить. 

Маска бога Посейдона, современная работа
Маска бога Посейдона, современная работа

В больших античных амфитеатрах маски и различные приспособления, увеличивавшие рост и размер тела актера (например, накладки и котурны), были насущной необходимостью - биноклей тогда не было, ЖК-экранов тоже.

Все, что происходит на сцене, надо было разглядеть даже с самых верхних рядов. При этом один актер мог играть в пьесе сразу несколько ролей, поэтому без масок тут было никак не обойтись!

Понравилась статья?

Лучшая благодарность автору - лайк, подписка и интересный комментарий!