Найти тему
Ольга Таволга

Пальто 80х и 90х. Изменение эмоции. Смена парадигмы.

Модель Ясмин Ле Бон 1980е.
Модель Ясмин Ле Бон 1980е.

"1980 - женщина имеет право строить карьеру задвигая мужчин и используя то, что она женщина."
"1990 - женщина имеет право строить карьеру и быть матерью-одиночкой.
А может только карьеру."

ХХ век. История прав женщин.
Пальто 1980х. Масштаб бедствия.

1980е.
1980е.

Восьмидесятые годы ХХ века - это первое десятилетие, когда в европейской цивилизации женщина имеет право строить карьеру наравне с мужчиной.
Время покажет, что это "наравне" достаточно иллюзорное, но всё-таки, женщина перестаёт подвергаться прямым и постоянным нападкам социума за нежелание "сидеть дома, рожать детей и делать счастливым уставшего мужа, когда он вернётся с работы".

1980е. А так же - неподдельная фурнитура.
1980е. А так же - неподдельная фурнитура.

А так же, для тех, кому интересны подробности моды как процесса отражающего более глобальные процессы - именно в восьмидесятые начал истачивать себя изнутри постмодерн.
Тот самый феномен культуры - когда мужчины вернулись с войны, но
не ощутили себя победителями в нужной мере.
В той самой мере, которой бы хватило для излечивания ран.
То, что не заметили наши бабушки и прабабушки - когда женщина пошла на войну сама, она потеряла возможность исполнять "исконно женскую обязанность" -
утешение воина.

1980е.
1980е.

При необходимости держать на себе и быт, и тыл, и военные производства, и детей, и работу медсёстрами в тылу и на линии фронта.
При зачастую буквально - оружию в женских руках.
А потом после войны - необходимость поднимать страну, колхоз (это ссср), детей и мужей с ПТСР - а этого слова психология ещё не изобрела.
Где-то в этих процессах женщине стало не до опции матери-жены-родины-утешительницы - основная цель выжить самой и поднять на ноги детей - "не до тебя, сейчас, воин".
Пройдёт несколько десятилетий, несколько войн и десяток локальных конфликтов - и психологи подарят миру выражение "пост-травматический синдром", а так же неуверенные рекомендации - что с этим делать - обращаться к психологу и ходить на анонимные собрания ветеранов в спортзалах и помещениях при церквях с низкой арендной платой.
Пить седативные.

Vogue UK August 1984 Loose herringbone coat by Paul Costelloe Photo Eric Boman.
Vogue UK August 1984 Loose herringbone coat by Paul Costelloe Photo Eric Boman.

Женщины же за это время освоили понятие самостоятельность.
И независимость.
Финансовые в том числе.

1980е в 1990е. Кольца. Худи под классический пиджак.
1980е в 1990е. Кольца. Худи под классический пиджак.

1980е - сто лет с движения суфражисток за право на голосование и достойную заработную плату для женщин в мире мужчин.
Около пяти поколений.
Да, вы тут неплохо идёте.
Скорость колёсного парохода против течения не слишком быстрой реки!

1980е. Цвет "кэмел".
1980е. Цвет "кэмел".

Так или иначе, 1980е.
В 1975м году закончилась Вьетнамская война подарившая Америке поколение потерянных молодых мужчин.
В 1979м началась война в Афганистане, которая сделает тоже самое и тоже продлится десять лет.
Пока мальчиками играют в солдатиков, женщинам надо как-то выживать.

Ports International, American Vogue, October 1986.
Ports International, American Vogue, October 1986.

Это краткие предпосылки к "воинствующей", "агрессивной" женской моде 1980х.

Azzedine Alaïa 1980е.
Azzedine Alaïa 1980е.

Цитирую из своей статьи про пальто:
"Пальто - всегда презентация, в чём-то даже важнее костюма под ним.
Самое первое впечатление - самый эффектный выход.
Вход в пространство социального диалога, карьерной лестницы, соревнования, в том числе - соревнования с мужчинами."

Photo Arthur Elgort Models Paulina Porizkova & Laeticia Firmin-Didot US Vogue August 1985.
Photo Arthur Elgort Models Paulina Porizkova & Laeticia Firmin-Didot US Vogue August 1985.

Женское пальто для карьеры 1980х - это немного оружие, немного "лимузин у входа", немного военная униформа.
Формально право "делать карьеру наравне с мужчиной" уже есть, за реальное придётся побороться.
При помощи внешнего вида в том числе.
Для реальной победы - карьеры, достойного заработка, личной безопасности и безопасности родителей и детей - эти средства хороши.
Где-то в этом периоде ценность мужчины как непосредственно "мужа" - который гипотетически когда-то давно гарантировал женщине эти самые "стабильность, безопасность, достойную жизнь" - начала стремительно падать, как акции надувных компаний во время дефолтов.
Сначала это было не очень заметно.
Я уже поняла - никто никуда не торопится.
На смену парадигмы нужно, как минимум, два-три поколения, но лучше пять - для гарантии.
Мировые войны ещё помогают очень осознать неизбежное - например - права женщин.

Всё менее "адаптированное" заимствование мужского кроя 1980е.
Всё менее "адаптированное" заимствование мужского кроя 1980е.

Я люблю фильм "Основной инстинкт" с Шарон Стоун 1992 года за то, что он внятно и красиво оформил эту границу - финансово независимая женщина, которая сама выбирает мужчин. И меняет их по мере своего интереса. И женщин. Женщин она тоже выбирает совершенно самостоятельно.
Всей меры иронии из начала 1990х было не разглядеть.

Переходное состояние. Сужение силуэта, но всё ещё утяжелённые плечи.
Переходное состояние. Сужение силуэта, но всё ещё утяжелённые плечи.

Восьмидесятые в моде продлились с 1977го - "Звёздные войны" и духи "Опиум" Ив Сен Лорана для ориентиров - до 1995го.
С промежутка между значимыми войнами на Ближнем Востоке.
И по...
Наверное по момент, когда ещё можно было скрывать от себя новую тревожность, которая появилась, когда мир перестал быть понятно разделён на два понятных лагеря - Капиталистический и Социалистический.

DKNY 1993. Переход в новую тональность общемировой тревожности.
DKNY 1993. Переход в новую тональность общемировой тревожности.


США и СССР.
"В это речке утром рано..." и далее по тексту, хотя и с разрывом в тридцать лет.

Linda Evangelista – Sep 1989. 90е на опережение.
Linda Evangelista – Sep 1989. 90е на опережение.

Девяностые в мире одежды ухватили три года 1996-1999.
С опережающими вкраплениями вроде гардероба писательницы-убийцы.
Потом люди повелись на соблазн "всё обнулить".
Зря они конечно это сделали, но эта статья не о том.

UK Vogue October 1991 Great Good Buys First-Class Overcoat Model Tatjana Patitz Photographer Javier Vallhonrat.
UK Vogue October 1991 Great Good Buys First-Class Overcoat Model Tatjana Patitz Photographer Javier Vallhonrat.

Эта статья о переходе эмоций восьмидесятых в эмоции девяностых на...
На примере "польт" (я знаю, что слово "пальто" не склоняется, тем хуже для него и граммар-наци).

UK Vogue October 1991 Great Good Buys First-Class Overcoat Model Tatjana Patitz Photographer Javier Vallhonrat.
UK Vogue October 1991 Great Good Buys First-Class Overcoat Model Tatjana Patitz Photographer Javier Vallhonrat.

Тот момент, что пальто-для-карьеры - для карьеры, не для обольщения или в-качестве-защиты-от-неблагоприятной-погоды - было чем-то вроде автомобиля, визитной карточки, шляпы для дам XIX века - сделало этот предмет гардероба особенно выразительным.
В том числе при переходе из десятилетия в десятилетие.
Сделало его довольно точным отражением настроений.
И общества в целом.
И женских.

1980е.
1980е.

80е - дерзость, военные плечи, очень много оттенков белого, слоновой кости - сложные, очень дорогие и в производстве и в носке цвета, яркая фурнитура, очень часто военный мотив - двубортное пальто с широкими плечами, погонами и крупными золотыми "генеральскими" пуговицами.
Резкость. Нападение. Победоносность.
Победа.

Maison Margiela осень 1997.
Maison Margiela осень 1997.

90е - постепенное смягчение силуэта, утончение.
Очень интересен переход цветовой гаммы из тёплых и чётких белых и "кэмел" в туманные серые и фиолетовые.
В самом задействованном "деловом" сегменте, в котором за карьеру стоит побороться - ткани и крой остаются безусловно дорогими.

Christy Turlington - Christian Dior, 1993.
Christy Turlington - Christian Dior, 1993.

В этом пространстве одежда это не "баловство" - это вложение в собственную карьеру.
* Было бы неплохо, чтобы об этом помнили русские "стилисты" в 2010х-2020х, но три недели курсов онлайн эту информацию с очевидностью не вместят - ходите как можите.

DKNY осень 1994.
DKNY осень 1994.

Если женщина 80х наступает.
То женщина 90х ускользает.
Даже, когда делает карьеру - она начинает выбирать другие инструменты.
Более тонкие, более изощрённые.

"Основной инстинкт" 1992. Писательница Кэтрин Трэмелл.
"Основной инстинкт" 1992. Писательница Кэтрин Трэмелл.

Кадр из "Основного инстинкта" 1992го года.
"Вы не поверите!!!" - за пальто, накидку.
Кэтрин Трэмелл одета совсем не в общем стиле начала 1990х годов, она опережает моду чуть ли не на десять лет в своих минималистичных платьях, пальто, свитерах.

"Основной инстинкт" 1992. Доктор Бет Гарнер.
"Основной инстинкт" 1992. Доктор Бет Гарнер.
"Основной инстинкт" 1992. Доктор Бет Гарнер.
"Основной инстинкт" 1992. Доктор Бет Гарнер.

А вот хорошая девочка - верная подружка главного героя доктор Бет Гарнер в исполнении Джинн Трипплхорн - одета в соответствии времени.
С хорошими девочками такое постоянно.
Особенно с психологами в американском кинематографе.
Это всё очень важные детали.

1992. Не розовое.
1992. Не розовое.

В том числе о моде в целом - мода как острие иглы, острие движения - это всегда противостояние тому, что носят все.
Это противоположность исключительно маркетинговым рекомендациям "пять вещей, которые должны быть в гардеробе каждой модницы" - теперь знаете.
Не бывает "каждой модницы" - мода это дорогая, штучная история.

Rare Maison Martin Margiela Duvet Coat c.1999.
Rare Maison Martin Margiela Duvet Coat c.1999.

А это Мартин Марджела - он нарочно так, "чтобы у цивилов глаз дёргался".
Высокая мода, дорогие ткани, дорогой крой, деконструктивизм.
Бельгийский, в близком родстве с японским.

Rare Maison Martin Margiela Duvet Coat c.1999.Maison Margiela Spring 1998.
Rare Maison Martin Margiela Duvet Coat c.1999.Maison Margiela Spring 1998.
Maison Margiela Fall 1997.
Maison Margiela Fall 1997.

Когда у Мартина Марджелы "исчезают" рукава в крое или на показе - это не "маркетинговый приём" - "а ещё мы оригинальные".
Это живой поиск - и фиксация процесса - 1980е переходят в 1990е - изменение объёма.
Это фиксация и декларация эмоции "мы хотим отказаться от объёма и подплечников".

Maison Margiela Fall 1997.
Maison Margiela Fall 1997.
Maison Margiela Spring 1998.
Maison Margiela Spring 1998.
Comme des Garçons Spring 1994.
Comme des Garçons Spring 1994.

А это "Comme des Garçons" - им вообще всё можно.

P.S.
"2000 - девушка имеет право вспомнить, что она девушка, найти себе уютное хобби, не строить карьеру и путешествовать одна или с подругами."

"2010 - девушки и женщины привыкают к возможности не строить карьеру, не работать над отношениями, не заводить семью в классическом понимании этого слова."

2020е - уже здесь.
...
Вы в процессе?
Вы участвуете?

*
Лайк, если статья понравилась или была полезной.

P.S.
Архитектор моды
Gianfranco Ferré. Мода и эскизы 80х и 90х годов - архитектоника и высочайшая точность линий той эпохи.