"1980 - женщина имеет право строить карьеру задвигая мужчин и используя то, что она женщина."
"1990 - женщина имеет право строить карьеру и быть матерью-одиночкой.
А может только карьеру."
ХХ век. История прав женщин.
Пальто 1980х. Масштаб бедствия.
Восьмидесятые годы ХХ века - это первое десятилетие, когда в европейской цивилизации женщина имеет право строить карьеру наравне с мужчиной.
Время покажет, что это "наравне" достаточно иллюзорное, но всё-таки, женщина перестаёт подвергаться прямым и постоянным нападкам социума за нежелание "сидеть дома, рожать детей и делать счастливым уставшего мужа, когда он вернётся с работы".
А так же, для тех, кому интересны подробности моды как процесса отражающего более глобальные процессы - именно в восьмидесятые начал истачивать себя изнутри постмодерн.
Тот самый феномен культуры - когда мужчины вернулись с войны, но не ощутили себя победителями в нужной мере.
В той самой мере, которой бы хватило для излечивания ран.
То, что не заметили наши бабушки и прабабушки - когда женщина пошла на войну сама, она потеряла возможность исполнять "исконно женскую обязанность" - утешение воина.
При необходимости держать на себе и быт, и тыл, и военные производства, и детей, и работу медсёстрами в тылу и на линии фронта.
При зачастую буквально - оружию в женских руках.
А потом после войны - необходимость поднимать страну, колхоз (это ссср), детей и мужей с ПТСР - а этого слова психология ещё не изобрела.
Где-то в этих процессах женщине стало не до опции матери-жены-родины-утешительницы - основная цель выжить самой и поднять на ноги детей - "не до тебя, сейчас, воин".
Пройдёт несколько десятилетий, несколько войн и десяток локальных конфликтов - и психологи подарят миру выражение "пост-травматический синдром", а так же неуверенные рекомендации - что с этим делать - обращаться к психологу и ходить на анонимные собрания ветеранов в спортзалах и помещениях при церквях с низкой арендной платой.
Пить седативные.
Женщины же за это время освоили понятие самостоятельность.
И независимость.
Финансовые в том числе.
1980е - сто лет с движения суфражисток за право на голосование и достойную заработную плату для женщин в мире мужчин.
Около пяти поколений.
Да, вы тут неплохо идёте.
Скорость колёсного парохода против течения не слишком быстрой реки!
Так или иначе, 1980е.
В 1975м году закончилась Вьетнамская война подарившая Америке поколение потерянных молодых мужчин.
В 1979м началась война в Афганистане, которая сделает тоже самое и тоже продлится десять лет.
Пока мальчиками играют в солдатиков, женщинам надо как-то выживать.
Это краткие предпосылки к "воинствующей", "агрессивной" женской моде 1980х.
Цитирую из своей статьи про пальто:
"Пальто - всегда презентация, в чём-то даже важнее костюма под ним.
Самое первое впечатление - самый эффектный выход.
Вход в пространство социального диалога, карьерной лестницы, соревнования, в том числе - соревнования с мужчинами."
Женское пальто для карьеры 1980х - это немного оружие, немного "лимузин у входа", немного военная униформа.
Формально право "делать карьеру наравне с мужчиной" уже есть, за реальное придётся побороться.
При помощи внешнего вида в том числе.
Для реальной победы - карьеры, достойного заработка, личной безопасности и безопасности родителей и детей - эти средства хороши.
Где-то в этом периоде ценность мужчины как непосредственно "мужа" - который гипотетически когда-то давно гарантировал женщине эти самые "стабильность, безопасность, достойную жизнь" - начала стремительно падать, как акции надувных компаний во время дефолтов.
Сначала это было не очень заметно.
Я уже поняла - никто никуда не торопится.
На смену парадигмы нужно, как минимум, два-три поколения, но лучше пять - для гарантии.
Мировые войны ещё помогают очень осознать неизбежное - например - права женщин.
Я люблю фильм "Основной инстинкт" с Шарон Стоун 1992 года за то, что он внятно и красиво оформил эту границу - финансово независимая женщина, которая сама выбирает мужчин. И меняет их по мере своего интереса. И женщин. Женщин она тоже выбирает совершенно самостоятельно.
Всей меры иронии из начала 1990х было не разглядеть.
Восьмидесятые в моде продлились с 1977го - "Звёздные войны" и духи "Опиум" Ив Сен Лорана для ориентиров - до 1995го.
С промежутка между значимыми войнами на Ближнем Востоке.
И по...
Наверное по момент, когда ещё можно было скрывать от себя новую тревожность, которая появилась, когда мир перестал быть понятно разделён на два понятных лагеря - Капиталистический и Социалистический.
США и СССР.
"В это речке утром рано..." и далее по тексту, хотя и с разрывом в тридцать лет.
Девяностые в мире одежды ухватили три года 1996-1999.
С опережающими вкраплениями вроде гардероба писательницы-убийцы.
Потом люди повелись на соблазн "всё обнулить".
Зря они конечно это сделали, но эта статья не о том.
Эта статья о переходе эмоций восьмидесятых в эмоции девяностых на...
На примере "польт" (я знаю, что слово "пальто" не склоняется, тем хуже для него и граммар-наци).
Тот момент, что пальто-для-карьеры - для карьеры, не для обольщения или в-качестве-защиты-от-неблагоприятной-погоды - было чем-то вроде автомобиля, визитной карточки, шляпы для дам XIX века - сделало этот предмет гардероба особенно выразительным.
В том числе при переходе из десятилетия в десятилетие.
Сделало его довольно точным отражением настроений.
И общества в целом.
И женских.
80е - дерзость, военные плечи, очень много оттенков белого, слоновой кости - сложные, очень дорогие и в производстве и в носке цвета, яркая фурнитура, очень часто военный мотив - двубортное пальто с широкими плечами, погонами и крупными золотыми "генеральскими" пуговицами.
Резкость. Нападение. Победоносность.
Победа.
90е - постепенное смягчение силуэта, утончение.
Очень интересен переход цветовой гаммы из тёплых и чётких белых и "кэмел" в туманные серые и фиолетовые.
В самом задействованном "деловом" сегменте, в котором за карьеру стоит побороться - ткани и крой остаются безусловно дорогими.
В этом пространстве одежда это не "баловство" - это вложение в собственную карьеру.
* Было бы неплохо, чтобы об этом помнили русские "стилисты" в 2010х-2020х, но три недели курсов онлайн эту информацию с очевидностью не вместят - ходите как можите.
Если женщина 80х наступает.
То женщина 90х ускользает.
Даже, когда делает карьеру - она начинает выбирать другие инструменты.
Более тонкие, более изощрённые.
Кадр из "Основного инстинкта" 1992го года.
"Вы не поверите!!!" - за пальто, накидку.
Кэтрин Трэмелл одета совсем не в общем стиле начала 1990х годов, она опережает моду чуть ли не на десять лет в своих минималистичных платьях, пальто, свитерах.
А вот хорошая девочка - верная подружка главного героя доктор Бет Гарнер в исполнении Джинн Трипплхорн - одета в соответствии времени.
С хорошими девочками такое постоянно.
Особенно с психологами в американском кинематографе.
Это всё очень важные детали.
В том числе о моде в целом - мода как острие иглы, острие движения - это всегда противостояние тому, что носят все.
Это противоположность исключительно маркетинговым рекомендациям "пять вещей, которые должны быть в гардеробе каждой модницы" - теперь знаете.
Не бывает "каждой модницы" - мода это дорогая, штучная история.
А это Мартин Марджела - он нарочно так, "чтобы у цивилов глаз дёргался".
Высокая мода, дорогие ткани, дорогой крой, деконструктивизм.
Бельгийский, в близком родстве с японским.
Когда у Мартина Марджелы "исчезают" рукава в крое или на показе - это не "маркетинговый приём" - "а ещё мы оригинальные".
Это живой поиск - и фиксация процесса - 1980е переходят в 1990е - изменение объёма.
Это фиксация и декларация эмоции "мы хотим отказаться от объёма и подплечников".
А это "Comme des Garçons" - им вообще всё можно.
P.S.
"2000 - девушка имеет право вспомнить, что она девушка, найти себе уютное хобби, не строить карьеру и путешествовать одна или с подругами."
"2010 - девушки и женщины привыкают к возможности не строить карьеру, не работать над отношениями, не заводить семью в классическом понимании этого слова."
2020е - уже здесь.
...
Вы в процессе?
Вы участвуете?
*
Лайк, если статья понравилась или была полезной.
P.S.
Архитектор моды Gianfranco Ferré. Мода и эскизы 80х и 90х годов - архитектоника и высочайшая точность линий той эпохи.