Найти в Дзене
Александр Орлов

Пора за тёщу Пушкина вступиться — 2

Описаний первой встречи 29-летнего Пушкина и 16-летней Натали Гончаровой бесконечное множество. Современники наперебой стремятся быть причастными к этому событию. Если всем верить, в зале бала, на каком они познакомились, не было человека, который бы не оставил воспоминаний об этом событии. Правда, свидетели »в показаниях» путаются - происходило ли это на балу у генерал-губернатора Москвы Голицына, или в доме танцмейстера Иогеля.

Мы склонимся к Иогелю, согласно воспоминаний княгини Е.А.Долгоруковой, близкой подруги Натальи Гончаровой, которая якобы ей об этом сама рассказывала. Заметим однако, что Долгоруковой наперёд не всегда можно доверять в суждениях, как о поэте, так и его будущей теще.

Наталья Гончарова-Пушкина.
Наталья Гончарова-Пушкина.

Итак, Пушкин встретился с Натали и был ею очарован. Об этом много написано, поэтому двинемся дальше. С помощью графа Фёдора Толстого, с которым одновременно дружил и враждовал (Федор Толстой по прозвищу «американец», дядя будущего писателя Льва Толстого, дуэлянт, авантюрист, путешественник, «американцем» прозванный за бесчисленные татуировки в духе индейцев, он же старинный знакомец Гончаровых) Пушкин стремится сблизиться с семьей очаровательного создания. Он просит «американца» побывать у Гончаровых и испросить позволения привести на следующий раз с собой Пушкина.

И вот Пушкин у Гончаровых. Знакомится с семейством. Младший брат Натали Сергей Гончаров вспоминает, что на первых порах Пушкин очень застенчив, что вся семья обращает на него большое внимание, что принят он был прекрасно. И впредь Пушкину позволили бывать у Гончаровых запросто.

И, по словам Сергея, он «беспрестанно бывал».

Гончаровы жили тогда в одноэтажном деревянном доме на Большой Никитской. И сам дом, если так можно сказать, и его обитатели жили скромно. Всё хозяйство вела Наталья Ивановна, она приняла все хлопоты в 29 лет, когда муж перестал быть дееспособным. До поры его болезни семья жила вполне благополучно и почти каждый год семья прирастала ребёнком. Старший сын Дмитрий (1808), дочь Екатерина (1809), сын Иван (1810), дочь Александра (1811), дочь Наталья (1812), сын Сергей (1815). Последней, через три года после Сергея, родилась девочка Софья, умершая пяти месяцев от роду.

Отец мужа держал полотняные фабрики, и пока муж участвовал в их управлении, Наталья Ивановна не испытывала больших затруднений. Свёкор Гончаров ежегодно выделял им до 40 тысяч рублей средств из его фабрик, но это содержание уменьшилась по мере того, как фабрики стали приносить убытки. Имение самой Натальи Ивановны в селе Ярополец под Волоколамском, принадлежавшее ещё ее отцу Заеряжскому, также денег не приносило, а временами было заложено.

Вряд ли эти обстоятельства были неизвестны Пушкину хотя бы от «американца» Толстого. Толстой же и выполнил своего рода роль свата Пушкина, что видно из письма самого Александра Сергеевича.

«Н. И. Гончаровой. 1 мая 1829 г. В Москве.

На коленях, проливая слезы благодарности, должен был бы я писать вам теперь, после того как граф Толстой передал мне ваш ответ: этот ответ — не отказ, вы позволяете мне надеяться. Не обвиняйте меня в неблагодарности, если я всё еще ропщу, если к чувству счастья примешиваются еще печаль и горечь; мне понятна осторожность и нежная заботливость матери! — Но извините нетерпение сердца больного, которому недоступно счастье. Я сейчас уезжаю и в глубине своей души увожу образ небесного существа, обязанного вам жизнью.— Если у вас есть для меня какие-либо приказания, благоволите обратиться к графу Толстому, он передаст их мне.

Удостойте, милостивая государыня, принять дань моего глубокого уважения».

Были ли в этот период какие-либо непонимания или взаимные претензии между Александром Сергеевичем и Натальей Ивановной? Насколько мы видим, нет.

Есть свидетельство и о том, что была личная встреча Пушкина с Натальей Ивановной 13 мая 1829 года, где речь также шла о будущем. Как проходил этот разговор, сложно представить во всей полноте, его не описывает ни одна из сторон, наверняка мы знаем только, что со стороны Натальи Ивановны звучали всё те же слова о молодости Наташи для решения вопроса замужества с кем-либо.

Что, заметим, говорит только в пользу человеческих качеств будущей тещи Пушкина. И Пушкин воспринимает это с полным уважением.

Не «Пушкин получил отказ», как пишут «пушкиноведы», да ещё и добавляют при этом, что он не понравится матери в силу его дурной славы в обществе. Последнее - это уж явная выдумка и навет на Наталью Ивановну. Ни о чем подобном, можно ручаться, она уж точно не говорила. Если вокруг этого и возникнут проблемы, то разве что в будущем...

(Продолжение следует)