Текст: Николай Марков, фото автора, Владимира Новоселова, Дмитрия Кирюшина, Бориса Кутруева и Дениса Дементьева
Друзья, мы продолжаем полный обзор экспозиции Музея военной автомобильной техники при РВАИ в его лучшие годы (в 2010-м музей был расформирован). Эта часть, пятая, целиком посвящена всевозможным «гусянкам», которые занимали одну из больших уличных площадок. С предыдущей (четвертой) частью обзора о музейных грузовых автомобилях марок ЗИС и ЗИЛ можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
АТ-Л
Легкий артиллерийский тягач АТ-Л предназначался для буксировки артсистем весом до 6 тонн и выпускался в 1950-1967 годах Харьковским тракторным заводом. Сам по себе весил 6,3 тонны, еще 2 тонны мог перевозить в своей грузовой платформе. Имел ярославский двухтактный дизель мощностью 130 л.с. и мог развивать до 25 км/ч. Мало? Но по меркам гусеничных машин того времени он как раз считался быстроходным. Контрольный расход топлива – литр на километр.
ГТ-СМ
Гусеничный транспортер-снегоболотоход, разработанный Горьковским автозаводом и выпускавшийся в 1968-1985 гг. на филиале в Заволжье – Заволжском заводе гусеничных тягачей. Широко использовался как в армии, так и в народном хозяйстве. Был почти вдвое легче, чем АТ-Л (всего 3,75 тонны). Грузоподъемность платформы – 1 тонна, вес буксируемого прицепа – 2 тонны. В движение приводился карбюраторной «восьмеркой» ЗМЗ – практически такой же, как на грузовиках ГАЗ-53А и ГАЗ-66. В зависимости от года выпуска она развивала 115 или 120 л.с. Обладал способностью плавать со скоростью 5-6 км/ч, а на шоссе мог разогнаться аж до 50 км/ч. Контрольный расход – снова около литра на километр, только теперь уже бензина А-76, а не солярки, как у АТ-Л.
ГТ-МУ
Снегоболотоходный гусеничный бронетранспортер на базе ГТ-СМ с закрытым сварным корпусом. Собственный вес – 5 тонн, грузоподъемность – 1 тонна (8-10 десантников со снаряжением), «максималка» на шоссе – 60 км/ч.
МТ-МБУ
Многоцелевой бронированный транспортер-тягач Заволжского завода гусеничных тягачей. Гравицапа заметно более тяжелая, чем ГТ-СМ и его производные: при собственном весе в 6,5 тонн имеет величину полезной нагрузки до 1,5 тонн и может буксировать за собой артсистему или обычный прицеп, весящий до 2,5 тонн. Насколько я понимаю, машина эта несерийная, и в пояснительной табличке с описанием явно есть большой косяк с годом выпуска: указан 1969-й, чего не может быть. Приведенный в описании 175-сильный двигатель – это явно 6-цилиндровый дизель-«воздушник» ГАЗ-5423 с турбонаддувом. Но появился он не в 1969-м, а на два десятилетия позднее. Да и двухцветные подфарники недвусмысленно намекают, что изделие сиё к 1960-м годам отношения не имеет. В общем, кто знает правильный год – напишите, пожалуйста.
МТ-ЛБ
Многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный, выпускался с 1964 года на Харьковском тракторном заводе. Весил 9,7 тонн, перевозил до 2,5 тонн грузов или 11 человек десанта и мог плавать со скоростью около 5 км/ч. В движение приводился 240-сильным дизелем ЯМЗ-238В и мог развивать на шоссе чуть более 60 км/ч.
МТ-ЛБУ
Многоцелевое гусеничное шасси, предназначенное для монтажа вооружения, выпускалась в Харькове с 1972 года. Оснащалась 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н с турбонаддувом. Собственный вес – 11,5 тонн, грузоподъемность – 1 т. Динамические показатели – практически такие же, как у МТ-ЛБ.
АТС-59Г
Средний артиллерийский тягач с 6-местной кабиной для буксировки прицепов и артсистем весом до 14 тонн. Разработан на Курганмашзаводе, серийно выпускался с 1969 года в Польше. Грузоподъемность грузовой платформы – 3 тонны, собственный вес – 13,75 тонн. В движение приводился 12-цилиндровым дизелем А-650Г мощностью 300 л.с. (модификация танкового В-2) и мог разгоняться до 39 км/ч. Контрольный расход топлива – 1,63 литра на километр.
ТГ-4, он же ГЭТ-С
Средний гусеничный эвакуационный тягач, выпускался в Польше на базе АТС-59Г. Использовался для вытаскивания и эвакуации застрявших, опрокинутых, затонувших или подбитых машин. Также мог применяться для прокладки путей эвакуации, отрывки укрытий и выполнения других земляных работ.
БАТ-М
Путепрокладчик на базе гусеничного тяжелого тягача АТ-Т. Тягач выпускался Харьковским тракторным заводом с 1962 года, оборудование на него монтировал Киевский завод "Стройдормаш". Служил в основном для расчистки старых дорог и прокладки новых путей для прохода войсковых колонн. «Побочные умения» – мог применяться для любых других земляных работ, где требовался бульдозер или грейдер, а также использоваться на грузоподъемных работах в качестве 2-тонного подъемного крана. Весил этот монстр 27,5 тонн и приводился в движение 12-цилиндровым танковым дизелем В-401 мощностью 415 л.с. Контрольный расход топлива – почти 2 литра солярки на километр.
ГТ-Т
Гусеничный транспортер-тягач грузоподъемностью 2 тонны был разработан на Харьковском тракторном заводе. Выпускался серийно с 1961 года сначала Рубцовским машиностроительным заводом, потом Семипалатинским заводом тракторного машиностроения. Собственный вес – 8,2 тонны, допустимая масса прицепа – 4 тонны. Вместимость кабины – 4 человека, платформы – 21. Оснащался дизелем В-6А мощностью 200 л.с. и мог ездить по шоссе со скоростью до 45 км/ч и плавать со скоростью 6 км/ч.
МТ-СМ
Средний многоцелевой гусеничный транспортер, создан Мытищинским машиностроительным заводом и формально принят на вооружение в 1992 году. На табличке в музее год выпуска снова указан неправильно (написан 1970-й). Служил для буксировки прицепов и артсистем весом до 15 тонн и монтажа вооружений весом до 10 тонн. Собственный вес – 22 тонны. Оснащен дизелем В-84Ж (780 л.с.) и может разгоняться до 65 км/ч. Интересно, каким у груженого МТ-СМ будет тормозной путь с максимальной скорости… ))
МТП-А5
Бронированная машина технической помощи на гусеничном шасси ГМ-355 производилась на Минском тракторном заводе с 1977 года. Назначение – ремонт и эвакуация застрявших и поврежденных гусеничных машин и грузовиков. Собственный вес – 24 тонны. Машина оснащалась 710-сильным дизелем серии В-46 и могла набирать 70 км/ч.
МТ-Т
Тяжелый многоцелевой гусеничный транспортер-тягач выпускался на Харьковском тракторном заводе с 1977 года. Пришел на смену в войсках старому тяжелому тягачу АТ-Т. При собственном весе около 25 тонн и грузоподъемности в 12 тонн мог буксировать прицепы и орудия весом до 24 тонн. Дизельный двигатель В-46-4 (12 цилиндров, 710 л.с.) обеспечивал машине возможность разгоняться по шоссе до 65 км/ч. Но вот контрольный расход топлива впечатляет – 3,2 литра на километр! Да уж, езда на таком тягаче – весьма дорогое удовольствие!
ДТ-10П
Знаменитый «Витязь», двухзвенный гусеничный транспортер Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Каждое звено у него активное, с ведущими гусеницами. Двигатель В-46 (710 л.с.) расположен в первой секции, платформа на 10 тонн груза – на второй секции. Собственный вес – 21,5 тонна. Максимальная скорость – 37 км/ч по шоссе и до 5-6 км/ч на плаву.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЗОРА МУЗЕЯ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ!!!