Найти тему
Invest Tonic / Инвестиции /

Стоит ли терять деньги на Тесле?

Инвест Тоник. Стратегические мысли по Тесле
Инвест Тоник. Стратегические мысли по Тесле

👆Сейчас только ленивый не пишет про Теслу и не пытается потерять деньги на ней. Что думаю

💼 В портфеле нет, но хочу. Классная компания, делают интересные вещи. Есть потенциал.

Почему не вхожу сейчас? У меня правило: не принимать долгосрочные решения в период массового психоза на рынке. В такие периоды дикая волатильность, что мешает трезво думать. А заранее план на эту ситуацию я не составил. То, что сейчас происходит с Теслой – круто для трейдера, но скорее всего, плохо для долгосрочного инвестора.

💥 Пузырь или нет? Считаю, что не пузырь

Есть инновационный продукт (машина как гаджет)

Сильно продвинулись в автопилоте (огромная база данных наезженых часов, биг дата, нейросети и прочая невероятная хрень)

Уникальный софт

Продают несколько сотен тысяч машин в год. Т.е. бизнес реален

🚘 Тесла – революция на рынке автопрома?

В части восприятия электромобилей Тесла открыла всем глаза, что «оказывается так можно». В части взаимоотношений машина-человек – это безусловно, прорыв. Этого до сих пор нет ни в БМВ ни в Ауди. Понятие «машина-гаджет» прочно ассоциируется именно с Теслой. Поэтому – да.

💰 Тесла действительно стоит дороже любого автомобильного завода в мире? Не факт. Крупный завод производит 10 миллионов авто в год. У Теслы кажется 400 тысяч. Если сравнить отчетность Фольца, Тойоты и Теслы – есть вопросы. Последняя будет похожа скорее на Убер, чем на автоавод. Если бизнес не может жить без постоянных вливаний денег от новых инвесторов – это рискованная ситуация

Есть методы оценки реальной стоимости активов. Они разные, но, так или иначе, привязаны к выручке, прибыли, размеру рынка, характеристикам рынка, конкурентов ит.д. А есть оценка компании со стороны инвесторов.

Итак, цена актива выросла на 500% за пол года. А выросла ли так же или хотя бы в половину выручка? Объемы производства? Может быть внедрена какая-то инновация, которую никто не сможет внедрить? Или все дружно разбогатели, побросали свои БМВ и Ауди по 60 тысяч долларов и пересели на крутую электротачку за 100-150к зеленых?

Как же так, возразит критик. Можно же за 35к купить. Ок, купите в РФ теслу за 35к.

👽 Запредельные #инновации?

Преимущество: биг дата наезженых часов + обученные нейросети

Что касается физической части, ну что, ауди и мерседес теперь телеги доисторические? Ну нет же

Рынки сбыта

Был я как-то в Африке. Спрашиваю – а что вы здесь все на Тойотах? А ты, говорят, поезди на чем-то другом по песку в +50.

Есть нюансы на разных рынках сбыта

🌲 Экологичность

Сама Тесла действительно не дымит. Но при производстве энергии для нее «дымит» электростанция где-то подальше за городом. Т.е. загрязнения те же, только в другом месте. Экологи, кстати, в курсе.

А как же возобновляемая энергия? Да, было дело, пару раз в Шотландии ветряки выработали какую-то там норму. Ну а что, выработали – все едут на электрокарах на работу. Нет ветра – сидят дома на удаленочке). По факту Европа до сих пор закупает уголь и газ и жжет их ради электричества

👆 Моя позиция. Тачка классная но актив переоценен. Рост акции как ракета оторвался от реальной выручки, рынка сбыта и положения дел в компании

Да, запустили космонавта – можно покупать теслу) Но если дела Маска в других компаниях так радикально влияют на цену– то может быть и обратный эффект. Причем не меньшей силы.

❗️ Ниже график #Майкрософт и #Тесла. Первая – пример того, что нужно долгосрочнику: постепенный стабильный рост

Тесла – пример, что не нужно в долгосрок. А именно рост стеной и потенциальный флэт на много лет (было же уже)

Буду смотреть за уровнем 800-1000 хотя сейчас мало кто верит в такие оценки.

Говорят будет 2000? Ну ок это + 25% от текущей при риске словить лосей на 80%. Потенциал #риск/ #доходность никуда не годится.

Другими словами: те, кто много лет верил и набирал позицию в районе 300 - они, безусловно, молодцы и у них есть возможность сейчас зафиксировать прибыль. Либо продолжить владеть активом, который многим интересен.

Но риск входа от текущих уровней, и, даже, на мой взгляд, от 1000 - очень велик. И риск, на мой взгляд, не сопоставим с доходностью.

Поэтому пока наблюдаю

И все-таки, входить или не входить?

На мой взгляд, для долгосрочного инвестора важно, что он верит в компанию и покупает ее надолго. По крайней мере до тех пор, пока компания соответствует его стратегии и классно работает.

Поэтому долгосрочный инвестор, скорее всего, регулярно вкладывает средства в желаемую компанию. Ключевое слово здесь "регулярно". И год назад и два. И в этом году. И через год.

Если возникло стойкое желание купить что-то "вдруг", потому что "толпа побежала", потому что "все покупают" - это никак не связано с долгосрочными инвестициями. Это больше "стадный рефлекс"

У меня не было до этого момента в активе Теслы. Я ее и не докупаю по текущим ценам. Но я держу Майкрософт, Фейсбук и Эпл, и что бы там ни было - потихоньку докупаю вне зависимости от цен. Стараясь, все же, докупать немного больше при провалах.

Логика здесь в том, что я покупаю не для того, чтобы "хайпануть" на активе. А потому, что мне нужны классные компании на ближайшие 15-20 лет. Или, по крайней мере, я хочу, чтобы большинство компаний в моем портфеле были классными.

А Тесла, на мой взгляд, сейчас не такая классная при такой цене.

Тесла, долгосрочный график
Тесла, долгосрочный график
Майкрософт, долгосрочный график
Майкрософт, долгосрочный график