Я знаю, что некоторые из моих читателей смотрят на работу за рубежом через толстые темные очки.
Эти очки — когнитивные искажения, которые если не усложняют поиск работы, то точно мешают взглянуть на него объективно.
❗️ Например, считается, что у местных всегда есть преимущество, а соответственно, российские кандидаты там не нужны.
Увы, отчасти это правда 🙂 И не стоит ждать, что на вас волшебным образом посыпятся офферы, даже если вы знаете язык и являетесь ценным специалистом на своем рынке. Но если самим проактивно создавать эту «нужность», то она может появиться.
Сейчас многие специалисты, особенно маркетологи, финансисты и IT-специалисты сами выбирают, где им конкурировать. Одни остаются на местном рынке, хотя их навыки применимы везде. А другие пишут код, проводят аналитику и разрабатывают маркетинговые стратегии для клиентов из других стран, даже находясь в России. Посмотрите на международные фриланс-платформы, где можно встретить специалистов из России, чей средний чек доходит до $100 в час.
Рынок работы стал глобальным, и этот тренд будет только усиливаться.
Можно ли при таких условиях сказать, что «мы там не нужны»? Или там не нужны только те из нас, кто не умеет донести свою профессиональную ценность и «упаковывать» себя для другого рынка?
❗️ Еще одна пара темных очков — «за границей нужно начинать с нуля». Например, подаваться только на джуниорские позиции, а лучше для начала вообще окончить зарубежный вуз.
Предположим, что навыки в требованиях действительно отличаются от тех, которыми владеете вы. Но и в этом случае не нужно обесценивать свой опыт и считать, что закрыть пробелы можно только образованием. Подход «любую дыру можно залатать только корочкой» актуален, пожалуй, только для тех профессий, где местный диплом об образовании просто необходим — например, врачи и юристы (и то не везде!).
В остальных случаях работает переупаковка навыков и сверка своего опыта с реальностью — через анализ рынка, карьерных траекторий специалистов целевых профессиях и отраслях, регулярную подачу резюме с кастомизацией.
Только так можно определить, чего вам не хватает для получения оффера. И зачастую это не образование, а какой-то отдельный навык, часто связанный со спецификой рынка.
Например, если вы маркетолог и хотите переехать, то как вам поможет диплом местного вуза? Нужные знания у вас уже есть, а для релокации не хватает понимания реалий местного рынка и особенностей целевой аудитории. Но в вузе этому не учат — только практика. Поэтому нужно либо начинать с проектов на интересном рынке (пусть даже онлайн), либо искать смежную специальность, для которой вы уже подходите, либо пробовать релокацию внутри своей компании.
Согласны? Или все-таки «нет диплома Гарварда — нет оффера»? 😀
Кстати, на моем YouTube канале есть видео, где я делюсь лайфхаками для поиска работы в Европе. Переходите по ссылке, чтобы посмотреть.