Случай из практики моей практике. У четырехлетней малышки, к которой я приходила по вечерам три раза в неделю практически ни с того начался сильнейший нейродермит. У девочки начались сильнейшие высыпания на ножках, ручках. Это довольно распространенное заболевание у детей, но моей воспитанницы никогда не было ни малейших признаков дерматита.
Конечно, мама была очень взволнована этой ситуацией, обошла несколько разных врачей, включая дерматолога и аллерголога. Все давали стандартное лечение, действуя, согласно протоколу, которое не приносило результат.
И тогда я подумала, возможно – это ничто иное, как психосоматика. То есть проблема лежит в области психологии ребенка.
Дело в том, что малышка совсем недавно пошла в детский сад. До этого мама воспитывала и развивала ее дома, считая, что в детском саду ребенку не дадут должного внимания.
А сейчас, когда девочке исполнилось 4 года, родители решили социализировать дочь за несколько лет до поступления в школу.
Решение о социализации, безусловно, грамотное. Но, представьте, что переживает домашний ребенок в обществе детей, которые уже давно адаптировались к садовской жизни и чувствуют себя вполне комфортно в группе сверстников.
И вот в этот голдящий мир приводят домашний «цветочек».
А знаете, кто страдает от этого в первую очередь? Мама девочки. Это она каждый день отдает малышку в группу с огромным волнением и страхом. Ей кажется, что ребенка обидят, она не справится и т.д.
Конечно, у девочки начинается отторжение ситуации, которое как раз и проявляется в экземе.
Все наши чувства, переживания, жизненная позиция взаимосвязаны и В основе большинства психосоматических заболеваний лежит психологический фактор.
Мама с папой решили пожить отдельно – а у ребенка стало сердечко побаливать, врач при этом никакой патологии не находит. А расстройства желудка перед важным выступлением или экзаменом, да… Все эти состояния могут относиться к психосоматическим, т. е. таким, у которых первопричина в психологии, а изменения происходят в теле (по-гречески «тело» – «сома»).
Причины таких заболеваний у детей сложны: генетическая предрасположенность, вредные воздействия на мамочку и ребенка во время беременности, гормональные, биохимические сдвиги в организме, нарушения со стороны нервной системы, страхи, особенности личности на стадии формирования, тягостные переживания и т. д. Чаще всего имеет место не одна причина, а совокупность причин и факторов.
Психосоматические заболевания начинают проявляться с самого раннего возраста. Представляете, к ним относят даже детские колики и метеоризм. Объясняется это так: на начальном жизненном этапе ребенок не может эмоционально реагировать на жизненные ситуации, поэтому реагирует своим телом.
Мама тревожится, не знает, как правильно ухаживать за малышом, сама испытывает стрессы (муж отдаляется, сессия на носу). Ребенок все это чувствует, пропускает через себя и выражает свое отношение к ситуации в семье коликами, надрывным плачем.
Могут быть и запоры, и энкопрез (каломазание), и потеря веса, отказ от еды.
В более старшем возрасте наблюдаются такие проявления психосоматических заболеваний у детей: со стороны желудочно-кишечного тракта (от болей в животе – особенно часто в начальной школе – вплоть до язвенной болезни, нарушения аппетита: анорексия – отказ от еды и обжорство.
Со стороны вегетативной нервной системы: повышение или понижение температуры тела без причины, при этом человек может чувствовать себя вполне сносно и так далее.
Ребенок жалуется, родители ведут его к педиатру, начинается обследование, использование традиционных и не очень методов лечения, меняются специалисты, а объяснения не находят. С точки зрения медицины, «больной» орган функционирует нормально, никаких морфологических изменений нет.
Но, тем не менее, жалобы продолжаются, и довольно интенсивные, вплоть до того, что ребенка не водят в садик, школу. И тогда педиатры говорят: «А идите-ка вы к психиатру (психологу, психотерапевту)!»
Часто родители даже слушать этого не хотят – у них все нормально. Но если начать разбираться, то причина обязательно отыщется, да еще и не одна. Иногда родители сами понимают, что такие болезненные проявления – это защита от конфликтных ситуаций в семье и школе.
Очень яркий пример стрессовой ситуации для ребенка – поступление в школу. Детям безумно сложно дается переход от игровой деятельности к учебной, тяжело переносятся ими жесткие рамки, строгие требования, обязательные задания, соперничество, с которым они не сталкивались так жестко ранее. Тут очень важно и родителям, и учителям быть на стороне ребенка, понять и помочь.
Если не хватает природной мудрости, можно обратиться к психологам, психотерапевтам. Они обязательно дадут вам рекомендации по нормализации социальной среды. Есть более глубокие психоаналитические методы, например, символ-драма (с 8 лет), когда через воображение, через образы можно разрешить проблемы. Это все используется, если проблемы не ушли внутрь, не вызвали депрессию, страхи.
Считается (это мировая статистика), что 25 % пациентов педиатра – это дети с проблемами психосоматическими.
Возвращаясь к ситуации, с которой я начала свой рассказ, скажу, что после нашей беседы с мамой, она приняла решение забрать дочку из сада, по крайней мере, на некоторое время. Не сразу, примерно через месяц кожа ребенка была чистой.
Родители приняли решение социализировать девочку в различных кружках и секциях, где она будет общаться с ровесниками, но мама при этом будет поблизости.