Найти тему
Блог VIP Ня Ни

Психосоматические болезни у детей. Причем здесь родители

Случай из практики моей практике. У четырехлетней малышки, к которой я приходила по вечерам три раза в неделю практически ни с того начался сильнейший нейродермит. У девочки начались сильнейшие высыпания на ножках, ручках. Это довольно распространенное заболевание у детей, но моей воспитанницы никогда не было ни малейших признаков дерматита.

Конечно, мама была очень взволнована этой ситуацией, обошла несколько разных врачей, включая дерматолога и аллерголога. Все давали стандартное лечение, действуя, согласно протоколу, которое не приносило результат.

-2

И тогда я подумала, возможно – это ничто иное, как психосоматика. То есть проблема лежит в области психологии ребенка.
Дело в том, что малышка совсем недавно пошла в детский сад. До этого мама воспитывала и развивала ее дома, считая, что в детском саду ребенку не дадут должного внимания.

А сейчас, когда девочке исполнилось 4 года, родители решили социализировать дочь за несколько лет до поступления в школу.
Решение о социализации, безусловно, грамотное. Но, представьте, что переживает домашний ребенок в обществе детей, которые уже давно адаптировались к садовской жизни и чувствуют себя вполне комфортно в группе сверстников.

И вот в этот голдящий мир приводят домашний «цветочек».
А знаете, кто страдает от этого в первую очередь? Мама девочки. Это она каждый день отдает малышку в группу с огромным волнением и страхом. Ей кажется, что ребенка обидят, она не справится и т.д.

Конечно, у девочки начинается отторжение ситуации, которое как раз и проявляется в экземе.

-3

Все наши чувства, переживания, жизненная позиция взаимосвязаны и В основе большинства психосоматических заболеваний лежит психологический фактор.

Мама с папой решили пожить отдельно – а у ребенка стало сердечко побаливать, врач при этом никакой патологии не находит. А расстройства желудка перед важным выступлением или экзаменом, да… Все эти состояния могут относиться к психосоматическим, т. е. таким, у которых первопричина в психологии, а изменения происходят в теле (по-гречески «тело» – «сома»).

Причины таких заболеваний у детей сложны: генетическая предрасположенность, вредные воздействия на мамочку и ребенка во время беременности, гормональные, биохимические сдвиги в организме, нарушения со стороны нервной системы, страхи, особенности личности на стадии формирования, тягостные переживания и т. д. Чаще всего имеет место не одна причина, а совокупность причин и факторов.

Психосоматические заболевания начинают проявляться с самого раннего возраста. Представляете, к ним относят даже детские колики и метеоризм. Объясняется это так: на начальном жизненном этапе ребенок не может эмоционально реагировать на жизненные ситуации, поэтому реагирует своим телом.

-4

Мама тревожится, не знает, как правильно ухаживать за малышом, сама испытывает стрессы (муж отдаляется, сессия на носу). Ребенок все это чувствует, пропускает через себя и выражает свое отношение к ситуации в семье коликами, надрывным плачем.
Могут быть и запоры, и энкопрез (каломазание), и потеря веса, отказ от еды.

В более старшем возрасте наблюдаются такие проявления психосоматических заболеваний у детей: со стороны желудочно-кишечного тракта (от болей в животе – особенно часто в начальной школе – вплоть до язвенной болезни, нарушения аппетита: анорексия – отказ от еды и обжорство.

Со стороны вегетативной нервной системы: повышение или понижение температуры тела без причины, при этом человек может чувствовать себя вполне сносно и так далее.

Ребенок жалуется, родители ведут его к педиатру, начинается обследование, использование традиционных и не очень методов лечения, меняются специалисты, а объяснения не находят. С точки зрения медицины, «больной» орган функционирует нормально, никаких морфологических изменений нет.

Но, тем не менее, жалобы продолжаются, и довольно интенсивные, вплоть до того, что ребенка не водят в садик, школу. И тогда педиатры говорят: «А идите-ка вы к психиатру (психологу, психотерапевту)!»

-5

Часто родители даже слушать этого не хотят – у них все нормально. Но если начать разбираться, то причина обязательно отыщется, да еще и не одна. Иногда родители сами понимают, что такие болезненные проявления – это защита от конфликтных ситуаций в семье и школе.

Очень яркий пример стрессовой ситуации для ребенка – поступление в школу. Детям безумно сложно дается переход от игровой деятельности к учебной, тяжело переносятся ими жесткие рамки, строгие требования, обязательные задания, соперничество, с которым они не сталкивались так жестко ранее. Тут очень важно и родителям, и учителям быть на стороне ребенка, понять и помочь.

Если не хватает природной мудрости, можно обратиться к психологам, психотерапевтам. Они обязательно дадут вам рекомендации по нормализации социальной среды. Есть более глубокие психоаналитические методы, например, символ-драма (с 8 лет), когда через воображение, через образы можно разрешить проблемы. Это все используется, если проблемы не ушли внутрь, не вызвали депрессию, страхи.
Считается (это мировая статистика), что 25 % пациентов педиатра – это дети с проблемами психосоматическими.

Возвращаясь к ситуации, с которой я начала свой рассказ, скажу, что после нашей беседы с мамой, она приняла решение забрать дочку из сада, по крайней мере, на некоторое время. Не сразу, примерно через месяц кожа ребенка была чистой.

Родители приняли решение социализировать девочку в различных кружках и секциях, где она будет общаться с ровесниками, но мама при этом будет поблизости.