Найти тему
Saltmag

Рожден быть свободным: как фильм «Беспечный ездок» стал символом зарождения и краха Нового Голливуда

Оглавление

14 июля 1969 года, в разгар американских молодежных протестов, на экраны вышел фильм «Беспечный ездок». Совместная работа Денниса Хоппера и Питера Фонды стала вестником контркультуры — картина обозначила начало эпохи Нового Голливуда и одновременно предрекла ее конец.

Деннис Хоппер прожил по стандартной парадигме 60-х — секс, наркотики, рок-н-ролл — большую часть жизни. Он никогда не мог похвастаться покладистым характером или идеальной репутацией. «Я экспериментировал с различными веществами с самого детства. Однажды в возрасте семи лет здорово нанюхался бензина, слитого из дедушкиного трактора», — вспоминал актер о первых попытках изменения сознания.

Голливудские боссы хорошо знали о его привычках и ценностях. Ролевой моделью (и близким другом) Денниса был главный «бунтарь без причины» — Джеймс Дин. «Настоящий партизан», — как говорил Хоппер. — Однажды, поругавшись с режиссером, он достал выкидуху, приставил тому к горлу и сказал: „Я же тебя убью, сучонок“. Я стараюсь подражать Дину во всем — в кино и в жизни. Поэтому у меня так много неприятностей».


SALT-collage
SALT-collage

Неприятности логично отражались на карьере в кино — режиссеры опасались работать с непредсказуемым Хоппером, а потому ему редко предлагали роли. Деннису это не казалось такой уж большой проблемой. Он рассуждал просто: не будет ролей, начнет зарабатывать на жизнь и реализовывать талант с помощью рисования, а не сложится с живописью — переключится на фотографию. Так прошли 60-е годы, на излете которых Деннис встретил Питера Фонду — представителя знаменитой актерской династии и такого же мятежника, как и он.

Питер — наследник Генри Фонды, единственный сын, обреченный на вечные сравнения с отцом. «Если бы я не стал актером, а начал копать канавы, то люди смотрели бы на них и говорили: „Ты знаешь, что за парень их выкопал? Это сын Генри Фонды“. К черту это! Когда я на сцене или на съемках, я не просто чей-то сын. Я ничего не могу поделать со своей родословной. Да, меня зовут Питер Генри Фонда, но это не значит, что я должен быть таким же, как мой отец».

Генри Фонда был символом Золотой эпохи Голливуда — экран запомнил его как сильного, принципиального, молчаливого и обаятельного героя вестернов. Питеру была уготована иная судьба. Его карьера пошла в гору в 60-е, когда «фабрика грез» готовилась к неминуемой реконструкции. Младший Фонда собрал в свою кинематографическую копилку нетипичные для того времени фильмы — неонуар-драму «Лилит», посвящение байкерам «Дикие Ангелы» и психоделический «Трип» об экспериментах с ЛСД. В 1967 году во время промотура «Трипа» он продумал концепцию «Беспечного ездока».


Кадр из фильма «Трип». Courtesy photo
Кадр из фильма «Трип». Courtesy photo
«Я принял аспирин и лежал на кровати, глядя на фотографию Марлона Брандо из „Триумфа“. И тут до меня дошло: это будет современный вестерн на мотоциклах».

Для Денниса Хоппера «Ездок» стал единственным фильмом, который тот действительно хотел снимать.

Символ контркультуры

«Фильм „Беспечный ездок“ задал планку уровня отражения кинематографом реальности и открыл Голливуд для контркультуры», — писал в своей книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» критик и историк кино Питер Бискинд. Систематизировать контркультуру, дать ей точное определение социологи берутся довольно редко — ее сложно назвать дисциплинированным движением. По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, все современное искусство (а контркультура таковым и является) выросло из чувства недовольства и неудовлетворенности.

Первые контркультурные ростки в американском обществе появились еще в 50-е годы с подачи битников, но своего апогея явление достигло в 60-е. Это было время молодежных протестов, движения за гражданские права и антимилитаристских митингов из-за войны во Вьетнаме.

США понесли наименьшие потери во Второй мировой войне, потому в поствоенное время пережили экономический бум и так называемый «золотой век капитализма». Старшее поколение стремилось к богатству и потреблению, но их наследники выступали против — над всеми благами американской цивилизации и положением в обществе они ставили свободу личности и самовыражения. Америка, как писал социолог Чарльз Рейч, произвела потенциально опасный элемент в среде собственной молодежи — классовые враги были обнаружены не на заводах, а дома, за завтраком, в лицах собственных детей.


Wikimedia
Wikimedia

Рейч честно пытался осознать контркультуру — социолог посвятил молодежной оппозиции отдельную книгу «Зеленеющая Америка». Он сравнивал движение с крестовым походом — довольно абстрактной пестрой процессией, которая легко теряет своих последователей и тут же обретает новых.

«Достаточно часто контркультура находит самовыражение в туманных символах или песнях, и в них мало о чем поется, кроме „мы особенные… мы иные… мы навсегда уходим от разложившегося старого мира“», — писал Рейч. Именно таким символом стал «Беспечный ездок».

Историки кино приписывают фильму роль в разрушении старой голливудской системы. К 60-м годам крупные киностудии потеряли хватку. Кинотеатры опустели — молодежь все больше смотрела в сторону европейской «новой волны» и мечтала, что когда-нибудь американский кинематограф заговорит на ее языке. Ей хотелось честности и правдивого отображения современности, а не очередной помпезной (и многомиллионной) драмы о Клеопатре.

Создавать Новый Голливуд и привнести контркультуру в кинематограф США вызвались представители поколения протеста, среди которых были Деннис Хоппер и Питер Фонда. По большому счету, «Беспечного ездока» они сняли для своих ровесников и единомышленников: бунтарей, хиппи и байкеров — всех, кто не вписывался в рамки старой Америки. На премьере фильма в Нью-Йорке в театре Бикмана они, босые и длинноволосые, сидели на тротуаре и курили марихуану в туалете — служащие театра, естественно, были шокированы. Но не меньший шок ожидал самих зрителей, для которых фильм и предназначался — контркультура безоговорочно приняла «Беспечного ездока».

Современному зрителю, выросшему на блокбастерах, культ фильма может показаться преувеличением. Уайатт (Питер Фонда) и Билли (Деннис Хоппер), два неформала на мотоциклах, получив деньги за продажу кокаина, отправляются в путешествие по Югу Америки. Встречают коммуну хиппи и философствующего адвоката Джорджа Хэнсона (Джек Николсон), употребляют наркотики (марихуана на съемках была реальной), ведут бессвязные разговоры. Их конечная цель — Новый Орлеан, где празднуют Марди Гра. Солидная часть хронометража ленты принадлежит дороге — Билли и Уайатт мчатся на харлеях среди американских пейзажей, пока на фоне играют популярные рок-хиты того времени (считай, гимны поколения): «Born to be wild» и «I wasn’t born to follow». Фильм выглядит кустарно, будто сделан на коленке: съемки против солнца выдают себя бликами на пленке, нет никакого линейного повествования и тем более никакого фанатичного следования сценарию. Многие диалоги — чистая импровизация актеров.

Все это было в новинку и определило художественные приемы Нового Голливуда. «Беспечный ездок» заложил каноны роуд-муви — фильмов, большая часть сюжета которых происходит в дороге. Его наследниками в независимом кинематографе станут «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента, «Тельма и Луиза» Ридли Скотта и «Вне закона» Джима Джармуша. Дорога не означает путь к достижению американской мечты — это жизнь ради движения в никуда, побег от действительности.

Рок-музыка также заиграет во всех значимых фильмах голливудского ренессанса. Вспомните первую сцену «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Копполы — бомбардировку, вспышки напалма и композицию «The End» группы The Doors.

И конечно, именно «Беспечный ездок», наконец, показал миру талант Джека Николсона. За второстепенную роль Джорджа Хэнсона он будет номинирован на свой первый «Оскар», а критики начнут писать, что Николсон затмил на экране Хоппера и Фонду — они на его фоне выглядели учениками из кружка самодеятельности.


Кадр из фильма «Беспечный ездок». Courtesy photo
Кадр из фильма «Беспечный ездок». Courtesy photo

За всеми стилистическими приемами стояли идеи, отразившие современную Америку, но смотрели «Беспечного ездока» по-разному. В Каннах, где Деннис Хоппер взял награду за «лучший режиссерский дебют», и в целом в Европе зрители хорошо восприняли антимилитаристские настроения фильма, которые не могли не понравиться местной прогрессивной публике. Создатели картины не были во Вьетнаме, у них была своя война. На премьере в Каннах Питер Фонда появился в мундире генерала армии Союза, буквально заявив, что он и его поколение участвуют во второй Гражданской войне США.
В СССР фильм хвалили за критику США, но не могли не заметить, что его главные герои опасны и что многое противоречит советской идеологии.
Старая голливудская гвардия, естественно, рассмотрела в «Беспечном ездоке» угрозу. По их мнению, нонконформисты Хоппер и Фонда пришли лишь с одной целью — разрушить старый Голливуд.
Американские кинокомпании, в свою очередь, увидели золотую жилу — при бюджете в $340 тысяч «Беспечный ездок» заработал в прокате больше $19 миллионов. Осознав весь потенциал, студии начали вкладывать огромные суммы в создание нового голливудского кино.

«Мы проиграли»

Поэт и битник Аллен Гинзберг еще в 50-е сказал, что кумир старшего поколения американцев — бесплодный и всеядный Молох, маовитянское божество, в жертву которому приносят детей. Кажется, именно такой спустя десятилетие увидела Америку ее контркультурная молодежь. Страна, которую олицетворяли старшие американцы, отправляла своих наследников воевать во Вьетнам, была нечувствительна к проблемам меньшинств.

Пуритане и консерваторы невзлюбили всех, кто отличается. За свою инаковость, по сути, и пострадали герои «Беспечного ездока», попав на земли американского Юга. Первым от рук местных жителей погибает Джордж Хэнсон, а затем в дороге смерть настигает Уайетта и Билли. Они, как гласит лозунг фильма, отправились на поиски Америки, но так и не смогли ее найти.

До Хоппера и Фонды многие задавались вопросом, что же такое Америка — плавильный котел из наций и рас, где, кажется, идеи разнообразия и терпимости должны быть заложены изначально? Европейский социолог Жан Бодрийяр, совершив путешествие по стране, пытался осознать «американский рай» и дать ему оценку. В своем эссе «Америка» он пишет, что именно американские пуритане причастны к созданию в стране морали расовой дискриминации. Издалека мы всегда видим США как страну свободы, последний оплот демократии и космополитизма. По Бодрийяру, все эти лозунги — не больше чем фасад, за которым скрывается настоящее зло. Именно с этим злом пыталась бороться контркультура 60-х, а с ней и Новый Голливуд.

В итоге «Беспечный ездок» из символа поколения протеста переродился в предвестник его краха. По сюжету, сидя у костра, Уайетт туманно произносит: «Мы проиграли». Слова действительно оказались пророческими.

Заполучив карт-бланш, режиссеры Нового Голливуда не смогли грамотно распорядиться талантами и ресурсами. Индустрия, а с ней и общество, увидели в представителях ренессанса пророков и гениев. Те сняли несколько действительно удачных и значимых для эпохи картин, а затем принялись ваять сложные и высокобюджетные фильмы, будто повторяя судьбу своих предшественников. После «Беспечного ездока» Деннис Хоппер окончательно погряз в наркотиках и снял «Последний фильм», который не смог дотянуть до уровня его режиссерского дебюта. Другой представитель Нового Голливуда, Питер Богданович, рассуждал, что ему и коллегам не удалось справиться с собственным успехом. Он долгое время был востребован, но в 80-е индустрия забыла о режиссере. Однажды, встретив на вечеринке старого знакомого, он окликнул его словами: «Не узнал? Когда-то меня звали Питер Богданович».


Кадр из фильма «Дикие Ангелы», 1966. Режиссер Питер Богданович. Courtesy photo
Кадр из фильма «Дикие Ангелы», 1966. Режиссер Питер Богданович. Courtesy photo

Возможно, крах Нового Голливуда стоит связать и с вмешательством студий, которые начали попросту торговать молодежным протестом. Творцы голливудского нового кино действительно восставали против старой Америки, но вся их повстанческая деятельность привела к банальной продаже бунта — он стал мейнстримом. Хиппи превратились в яппи, сменили сандалии на модные ботинки и начали стремиться к лучшей жизни. Выстроенная ими система начала давать сбои. Впервые, если верить Питеру Бискенду, это произошло еще в 1969 году, когда члены семьи Чарльза Мэнсона убили Шэрон Тейт. Угрозу ждали снаружи, а она пришла изнутри — Мэнсон и его последователи сами были хиппи, которые убили своих же соратников.

Культура хиппи стала поводом для бесконечных модных референсов, движения за права превратились в норму — даже лозунги на футболках Dior призывают нас всех быть феминистами. Теперь ненормальным считается не бунтовать, но благие начинания нередко доводят до абсурда — публичных личностей «отменяют» за старые ошибки и неосторожные высказывания, не оставляя им шансов на исправление.

Поклонники фильма долгое время пытались понять, что же имел в виду Питер Фонда, когда его персонаж Уайатт сказал, что они проиграли. «Я никогда не собирался отвечать на этот вопрос», — говорил актер в интервью незадолго до смерти в 2019 году. — «Я хотел, чтобы это звучало загадочно и было применимо ко многим вещам. Актуально ли это на сегодняшний день? Идите посмотрите в окно и попробуйте сказать, что мы на самом деле не проиграли».

Еще больше интересного – в нашем Инстаграме!