Будущий великий русский художник Исаак Ильич Левитан стоял перед экзаменационной
комиссией.
- Возьмите, пожалуйста, в руки череп и расскажите нам о его строении.
- Не могу.
- Почему вы не можете?..
- Не могу. Это же череп. Как вы не понимаете! Это смерть!.. Я не могу!
(Эпизод привожу по памяти. Он описан в воспоминаниях Константина Коровина).
Не знал великий художник основных вещей. Не знал и не хотел знать того, что положено
знать по академической программе. Оказывается можно стать ВЕЛИКИМ художником не
зная ничего этого... Вот это да!.. Ничего себе!.. Кто бы мог подумать!..
Огромный художник и чудесный педагог Алексей Кондратьевич Саврасов не много учил
своих студентов (и Левитана в том числе) "рукомеслу". Он учил их, в первую очередь, -
ЧУВСТВОВАТЬ природу, и часто гнал их из душных мастерских на природу - В ВЕСНУ...
в пригороды Москвы. Смотреть как деревья покрываются первым зелёным пухом...
писать это всё... но, главное, - ЧУВСТВОВАТЬ... И они были всю жизнь благодарны своему учителю,
великому мастеру. Тепло и трогательно вспоминали о нём...
Я порой вижу в интернете женщин, которые сидят и выштриховывают с натуры череп. (А он
им нужен так же, как Левитану). Я знал женщину, которая год рисовала с наитуры череп, и не
понимала зачем. Педагог сказал. Художником (и, тем более, портретистом) она на стала. Значит,
она просто ПОТЕРЯЛА ГОД ЖИЗНИ... Год драгоценной жизни...
Пейзажисту изучать череп, понятно, совсем не обязательно, но и портретисту нужно знать ЛИШЬ
ЕГО КОНСТРУКЦИЮ, а не его тональные переходы и трещинки. Студент, кторый делает это,
напоминает мне инженера, который должен изучить систему какого-нибудь двигателя, но вместо
того, чтобы рассматривать чертежи и копаться с отвёрткой в самом двигателе, взял белый лист и
аккуратно рисует его (двигатель) с натуры - с тенями, полутонами, бликами, рефлексами... Это будет
очень странно! Но абсолютно то же самое ведь делают и - точные рисователи черепов с натуры!
Печально, что люди теряют мгновения своей прекрасной жизни зря. Печально, что некоторые
стереотипы почти невозможно сломать... Я пишу эти строки, очень надеясь, что кто-нибудь начнёт и
полюбит ДУМАТЬ... и попытается сделать что-то действительно необходимое! для себя и для своих
близких... Возьмёт и напишет, например, свой сад, цветы на столе, свою яблоню и яблоки под ней...
Передаст атмосферу августа и эту особую негу... хрустальность воздуха... А там где-нибудь собирает
малину мама или бабушка...
Пусть будут ошибки, это нормально! Ведь они, как и его отпечатки пальцев, говорят об авторе. Это
ведь ЕГО ошибки, и они нам дороги! Хорошо, когда художник старается не делать ошибок, но невольно
всё-таки делает их (в меру, понятно). Плохо, когда он старается их делать - это уже нарочитые ошибки
(неискренние). Плохо, когда ему, вообще, плевать на ошибки. Когда ему всё-равно. Он "выше этого". Как,
например, многие питерские "митьки". И САМОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ, внимание... это когда он старается и совсем
НЕ ДЕЛАЕТ ОШИБОК.
Это АКАДЕМИЗМ, в котором при внешней правильности, научной точности и большой розовощёкости,
ПАЦИЕНТ НА САМОМ ДЕЛЕ глубоко и давно МЁРТВ.
Привет от Исаака Ильича Левитана!