Неоднократно слышал от родителей возмущения в адрес своих детей о неаккуратном, небережливом отношении к своим вещам — к одежде, к обуви, к предметам обучения, развития, развлечений и так далее.
То, что ценно для родителя в момент порчи ребёнком купленной, подаренной вещи, для ребёнка никакой (ну или почти никакой) ценности не представляет.
Ребёнок может в спешке обувать кроссовки, не расшнуровывая и не используя лопатку, тем самым заминая и быстрее изнашивая подпятник новых кроссовок. Ребёнок спешно одевает курточку так, что рукав трещит по швам. Ребёнок может грызть нервно ручку и через пару дней уже нужно покупать новую. А велосипед, гаджет...? Эти и другие примеры становятся частыми результатами родительских наблюдений и возмущений.
И объективно возникает желание воспитать у своего ребёнка бережное отношение к вещам. Всё определяет отношение — говорим мы! Аккуратно и бережно относишься к предметам — они долго, верой и правдой служат тебе!
Какие ещё основные выводы можно сделать на этот счёт?
Первое. Ребёнок более бережно относится к тем вещам, которые «выстраданы» им. Что означает «выстраданы»? Многое. Для некоторых детей мечта приобрести ту или иную вещь воплощается в реальность через личный труд и участие. Для других детей длительный и изнурительный поиск именно нужной вещи приносит удовлетворение и желание пользоваться ею долго. Для третьих — личное продолжительное и постепенное накопление средств для приобретения своей мечты помогает сформировать бережное отношение. Иными словами, личный ВКЛАД ребёнка в определённой вещи (его времени, усилий, труда, участия, денежных средств, эмоций и/или многого другого) позволяет дольше сохранить у этой вещи статус желанной, востребованной. Бабушки и дедушки, например, любят баловать своих внуков дорогими подарками. И если в определённом подарке или в момент его вручения ребёнок не использует хотя бы эмоции, то можно сказать, что уже на следующий день он будет не интересен и не востребован у ребёнка, а следовательно, отношение к подарку (к вещи) будет нулевое, никакое, ничтожное. Мы же этого не хотим!
Второе. Вещей должно быть мало, но они должны быть качественными. Когда много разных и однородных вещей, ребёнок перестаёт ценить каждую вещь как значимую для него! Я не могу быстро отойти от недавнего несчастья, которое постигло нашу семью и описано в «Монологе многодетного отца: переживаем беду вместе с детьми». Так или иначе мы продолжаем задавать себе вопросы и пытаемся найти вразумительные ответы. Почему это произошло? Почему именно с нашим домом? Почему мы так поздно заметили воспламенение? Почему мы сравнительно легко пережили этот стресс? И отвечая на последний вопрос, мы с супругой пришли к важному выводу: наша семья не страдала «вещизмом». У каждого члена семьи было немного вещей. Это отражалось во всём. Даже в путешествиях каждому из нас достаточно было взять по рюкзаку, чтобы быть мобильными, активными, лёгкими и быстрыми, но при этом чувствовать себя комфортно. Да, жалко дорогой и качественный походный рюкзак. Да, жалко пластиковые лыжи для каждого члена семьи. Да, многое жалко. Но, во-первых, это настолько быстро восполнилось помощью друзей, родных и знакомых, во-вторых, настолько имеет ничтожную ценность по сравнению с жизнью и здоровьем, что все эти «жалко» только сейчас находят своё реальное воплощение. В разговорах семьи мы практически его не упоминали. Поэтому, мы относительно легко расстались с немногочисленными своими вещами, и начали с чистого листа в другом месте. И, конечно, восполненное подаренными вещами будет иметь для детей, надеюсь, высокое значение и трепетное отношение.
Третье. Личный пример родителей аккуратного и продолжительного использования вещами является показательным для детей. Современная индустрия заинтересована в постоянном обновлении ассортимента товаров и увеличении потребительского спроса. Каждый раз улучшая и функционально наполняя тот или иной товар, производитель формирует у потребителей интерес к замене устаревшей модели (телевизора, ноутбука, холодильника, автомобиля...), к скорейшему отказу от раритета. И многие семьи поддаются этому соблазну быть всегда в тренде современных «кнопочек» и «функциональных новинок». Для наглядности представляю следующий сравнительный вопрос — что лучше: выехать всей семьёй на озеро Байкал и увидеть природные красоты своими глазами или купить суперновый 3D телевизор и посмотреть просторы озера на экране? Вы как ответите? Ценности, привычки, принципы у семей разные. Поэтому и ответы будут разными. Мы в своей семье в таких вопросах основываемся на следующих принципах: рациональность, практичность, целесообразность, эффективность. И по этим принципам можем десять лет бессменно смотреть в качественный телевизор, не имеющий выхода в интернет, Wi-fi, Bluetooth и прочих новинок, и даже не три таких телевизора в каждой комнате (если возвращаться ко второму выводу). Но при этом совершать совместные выезды в дальние края бескрайних просторов России и зарубежья.
Многие могут с моей позицией не согласиться. И тоже будут по-своему правы. Я же пишу о своём опыте формирования бережного отношения детей к вещам! А он может не совпадать с вашим.