Здравствуй, читатель!
Андрэ Нортон - одна из самых потрясающих фантастов прошлого века. Для многих (и для меня лично) она стоит на одной высочайшей ступени с Урсулой Ле Гуин по масштабности фантазии и погружению в созданные миры.
Давайте только не будем спорить в комментариях, кто же она по имени - Андре, Андрэ или Эндрю - вариантов перевода и транскрипции много. И все они верны, я выбрал этот. В комментариях же можно поговорить на совсем другие темы о творчестве Нортон.
Когда современный читатель начинает знакомство с творчеством Андрэ Нортон, он даже не подозревает, что его ждет. Во-первых, кажется очевидным, что писатель - мужчина. И это первая ошибка. А во-вторых, при чтении возникает чувство дежавю: повороты сюжетов, герои, место действия все это так знакомо… Вспоминается множество других книг и даже фильмов с чем-то похожим. Неужели автор просто подражал кому-то?! И это вторая ошибка.
Андрэ Элис Нортон выпустила свою первую книгу в 1934 году и это была совсем не фантастика. По ряду причин эта удивительная женщина взяла себе мужской псевдоним - издательство считало, что военный роман, написанный женщиной, мужскую аудиторию заинтересовать не сможет. Но считать успеха прозы Нортон только следствием мужского имени на обложке было бы ошибкой. Безусловный талант, потрясающая в полёте мысли фантазия и, для русских читателей, мастерские переводы от Аркадия Стругацкого и Александра Грузберга - вот ещё несколько краеугольных камней в фундаменте приданных ею вселенных.
Увидев даты написания книг, каждый догадается, что Нортон ни у кого не брала идеи для книг. Наоборот, она стала примером для поколений фантастов и режиссеров. Ссылка на максимально полную подборку произведений Нортон будет в конце этого обзора.
Жаль, конечно, что из более чем 130 книг Нортон экранизирована всего одна повесть - "Повелитель зверей". Три фильма и сериал на 66 эпизодов - неужели это всё, что смог выжать из себя кинопром? К сожалению - да. Отчасти причиной такого скромного взгляда на идеи Нортон стал бум фантастики 70-х годов на Западе и её стиль, направленный во многом на личностные моменты в ущерб экшну.
Зато главную роль в фильме "Повелитель зверей" сыграла будущая Шина - королева джунглей - Таня Робертс. Вот она сама. Уверен, что ничего лучше для обложки статьи подобрать невозможно. Именно таким её фото можно символизировать фантастику Андрэ Нортон: яркую, самобытную, волнующую и невероятно привлекательную.
При всём этом почти всегда главными героями книг Нортон являются сильные мужчины, не боящиеся ответственности, но не жаждущие власти. Их происхождение не определяет их будущее, они идут к цели, не забывая о морали. По ходу повествования герои Нортон часто оказываются на краю гибели. А некоторые все же погибают, хотя автор неохотно прощается даже с второстепенными персонажами. Например, Дард Нордис из книги «Звезды принадлежат нам!» цикла «Астра» погибает ещё до начала событий книги-продолжения «Рожденные среди звезд». Но его след чувствуется во второй книге, как будто завещание о стремлении к лучшему всегда и в любых обстоятельствах.
Нортон с советским читателем познакомил Аркадий Стругацкий. Книга «Саргассы в космосе» сразу дает понять о тяжести общемировой системы управления и о ее необходимости. А вот книги цикла «Астра» рассказывают, к чему может привести злоупотребление властью в такой системе. Насилие, невежество и страх становятся постоянными спутниками героев. И самое удивительное, что пролетев миллионы световых лет в анабиозе к новому миру, они встречают там то же самое только местные властители выглядят по-другому. Неужели все разумные расы космоса Андре Нортон одинаковы по своей сути? Ответ на этот вопрос в ее книгах.
Популярный цикл «Королева Солнца» рассказывает о жизни вольных космических торговцев и в нем много внимания автор уделила самим космическим путешествиям и устройству техники будущего. А в цикле «Астра» все это отходит на второй план. Заметно движение автора от попытки предположить будущее к описанию адаптации человека в новой среде обитания.
Не стал придумывать что-то новое - в галерее подборка из нескольких обложек к книгам Нортон. Достаточно, чтобы сформировать общее впечатление.
Несмотря на то, что Элис Нортон - женщина, в ее произведениях мало внимания уделяется любовным линиям сюжета. Нет страстных сцен и откровенных описаний, которыми так грешат многие авторы, желая привлечь аудиторию. Вспомните только, что в одно время с ней творил тот же Филип Фармер, почти все книги которого можно смело отнести для рассмотрения в статью "Запрещённая фантастика" и вы поймёте, какому соблазну писать так же подвергалась Нортон, скрывшаяся к тому же под псевдонимом.
Но она выбрала другой путь. Тема настоящей дружбы без национальных и расовых границ раскрыта очень подробно. Наверное, это следствие воспитания и основной работы Нортон. Ведь библиотекари не только приводят книги в порядок и регулярно снабжают ими других, но и много читают, это накладывает отпечаток на личность и ее проявления вовне.
Андре Нортон писала и в жанре фэнтези, но с этим жанром пришла уже в Россию. А во времена СССР она больше известна по фантастическим романам о космосе. Я познакомился с творчеством Нортон благодаря любимому мной издательству "Северо-Запад", об изданных в серии "Fantasy" книгах которой уже писал несколько обзоров. Одной из этих книг был двухтомник "Колдовской мир".
Возможно ли, что сбудутся её предположения? Человечество освоит другие планеты, будет летать к ним в анабиозе как Дарт Нордис или в однообразии гиперпространства как Дэйн Торсон. Пока что это неизвестно. Но благодаря фантазии Андрэ Нортон и ее коллег мы точно знаем, чего нам нельзя делать ни в космосе, ни на нашей планете.
Нельзя нести с собой зло и предрассудки нашего общества и думать, что победа возможна лишь силой оружия, а для добра места нет. Дружба и желание понять друг друга все равно одержат верх, а те, кто не хочет следовать этим путем, будут побеждены и навсегда нейтрализованы. И тогда даже сами звезды станут принадлежать нам, а наши дети родятся среди звезд.
Как и обещал - подборка книг Андрэ Нортон на одном сайте от настоящего фаната её творчества.