Найти тему

Азия: Коронавирус меняет судьбы лидеров

Оглавление

На сегодняшний день уже с большой степенью уверенности можно констатировать, что в результате борьбы с коронавирусом (Covid-19) рейтинги одобрения политических лидеров по всей Азии продолжат изменяться.

При этом отметим, что первоначально на рейтинги государственных деятелей оказывали влияние представления избирателей о том, как правительства реагируют на кризис здравоохранения. Подобный подход помогал укреплять политические позиции правительств с помощью принимаемых компетентных мер в рамках активной борьбы с распространением Covid-19.

Тем не менее, в настоящее время пример Южной Кореи показывает, что приоритеты электората меняются по мере сдерживания эпидемии.

Забегая вперед подчеркнем, что теперь политические судьбы будут все больше определяться внутриполитическими проблемами и темпами экономического подъема, а также угрозой второй волны. Это повысит стимулы для фискального стимулирования и активного участия в экономике.

Хорошо управляемый кризис наращивает поддержку

Вспышка коронавируса подвергла испытанию управленческий потенциал правительств по всей Азии. В Новой Зеландии следует ожидать, что премьер-министр Джасинда Ардерн сохранит свою необычайную популярность и, вероятнее всего, одержит победу на выборах в конце этого года. На фоне принимаемых кризисных мер, которые можно считать образцовыми с точки зрения сохранение стабильности функционирования системы здравоохранения, правящая Лейбористская партия получит абсолютное большинство голосов на парламентских выборах 19 сентября. Экономический спад же спровоцирует первую рецессию в стране после мирового финансового кризиса 2008-09 годов. Однако избиратели вряд ли будут наказывать политиков у избирательных урн, поскольку они признают, что экономический спад был неизбежен, учитывая влияние коронавируса на внутренний бизнес и мировую торговлю.

Аналогичная тенденция наблюдалась и в Австралии, где ожидается первая рецессия с 1991 года, даже несмотря на искусную реакцию, которой способствовали крупные финансовые стимулы. Ранее в этом году популярность Скотта Моррисона, премьер-министра Австралии, была на спаде, поскольку общественность считала его реакцию на широко распространившиеся пожары по стране неадекватной. Однако эффективное управление кризисными ситуациями в области здравоохранения привело к позитивному политическому повороту для Моррисона, даже в условиях растущей безработицы; по данным местной избирательной компании Newspoll, его рейтинг одобрения в начале июня достиг рекордного уровня в 66%.

Важно отметить, что Моррисон также увеличил разрыв в популярности между ним и Энтони Альбанезе, лидером оппозиционной Лейбористской партии. Этот разрыв между двумя лидерами также позволил правящей Либерально-Национальной коалиции вернуть себе лидерство в голосовании против лейбористов. Однако, учитывая относительно небольшой разрыв между двумя партиями и сложную избирательную систему Австралии, важно отметить, что политическая ситуация продолжит оставаться нестабильной в преддверии парламентских выборов в 2022 году.

Экономика снова займет центральное место

Правительства и политические лидеры азиатских государств окажутся под растущим давлением избирателей, поскольку внутренняя политика вернется на первый план, а политическая поляризация заменит социальную сплоченность во время кризиса. Политические лидеры не могут считать успех выборов само собой разумеющимся только на основе сильной реакции на коронавирус. Ярким примером является Южная Корея.

Умелый ответ на коронавирус позволил президенту Мун Чжэ Ину и его правящей партии приблизиться к обеспечению парламентского превосходства на всеобщих выборах, состоявшихся 15 апреля. При этом, поскольку внутренний кризис здравоохранения в значительной степени сдерживался, внимание избирателей переключилось на социально-экономические проблемы и связи с Северной Кореей, а политическая поляризация вновь накалилась. В результате популярность Мун Чжэ Ина достигла пика в начале этого года.

Тем не менее, в отличие от судьбы большинства президентов в прошлом, он все еще сможет избежать превращения в хромую утку, когда завершит свой единственный пятилетний срок, поскольку его партия теперь имеет большинство в парламенте. Однако он будет становиться все менее влиятельным, поскольку кандидаты появляются в преддверии президентских выборов в 2022 году, а внимание избирателей смещается на экономику и безработицу.

На Тайване правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) сохранила за собой как президентское кресло, так и законодательное большинство на национальных выборах в январе. Технократический подход к вспышке коронавируса помог президенту Цай Инь-Вэнь зафиксировать значительный рост популярности в опросах общественного мнения (на 40 пунктов больше, чем в декабре 2018 года, до 68% в феврале), и с тех пор ее популярность остается высокой. Чтобы сохранить привлекательность для избирателей, мы ожидаем, что ее правительство будет играть более активную роль в экономике, поскольку компании борются с последствиями сокращения глобальной торговли и политической напряженности в проливе.

Кризисное реагирование Сингапура первоначально широко рекламировалось как успешная история, но было омрачено после того, как тысячи трудящихся-мигрантов были заражены коронавирусом, в том числе и из-за недостатка внимания к ним. Это не только подчеркнуло существенные пробелы в общем подходе к этой демографической группе, но и привело к введению более жестких социальных ограничений. Теперь парламентские выборы должны состояться 10 июля. Мы ожидаем, что правящая Партия народного действия (ППА) сохранит свое подавляющее большинство в парламенте. Однако его доля в голосовании населения, скорее всего, снизится, что отражает недовольство избирателей социально-экономическими условиями и сокращением темпов экономического роста.

Крайне важно отметить, что примеры Южной Кореи, Тайваня и Сингапура свидетельствуют о том, что правительства всего региона будут хорошо подготовлены к ошибкам , которые возможны при увеличении масштабов в том числе и финансовой помощи. Внимание избирателей значительно сместилось от коронавируса к экономическим проблемам, а это означает, что в среднесрочной перспективе у правительств не будет передышки. Кроме того, риск нового всплеска заболеваемости, который уже отмечался в Южной Корее, штате Виктория в Австралии и в некоторых заврщных случаях в Новой Зеландии, остается постоянной проблемой.

Народные лидеры неспособны бросить вызов сложившимся системам

Нарендра Моди, премьер-министр Индии, сохранит высокий уровень популярности, несмотря на распространение в стране Covid-19 и самый большой экономический спад за последние десятилетия. Однако даже Моди не сможет бросить вызов политической системе и, вероятно, будет наблюдать постепенное снижение собственных рейтингов в ближайшие месяцы. По данным опроса YouGov, индийское правительство пережило самое резкое снижение своего рейтинга антикризисного управления из всех опрошенных азиатских стран: если в середине апреля 92% оценили реакцию правительства на коронавирус как “очень” или “несколько хорошую”, то в середине июня этот показатель снизился до 68%.

На фоне резкого роста безработицы среди молодежи разочарованные избиратели могут привести к росту политической нестабильности. Действительно, Молодежная волна, которая способствовала переизбранию партии Бхаратия Джаната (БДП) на всеобщих выборах в 2019 году, может спровоцировать спад. Согласно июньскому опросу YouGov-Mint-CPR, 46% избирателей, принадлежащих к поколению Z (родившихся между 1995 и 2010 годами), были обеспокоены экономической траекторией государства.

Тем не менее, поскольку Индийский национальный конгресс все еще пытается найти свою политическую опору, а следующие всеобщие выборы должны состояться только в 2024 году, избирательные последствия этой тенденции на национальном уровне для БДП будут относительно ограниченными.

В Японии серия скандалов и не лучшая реакция на обращение правительства в связи с коронавирусом вызвали заметное снижение рейтинга популярности кабинета премьер-министра Абэ Синдзо. Он упал до двухлетнего минимума – всего 27% в мае, а затем восстановился до 36% в июне. Экономический спад на 5,2% в этом году также повлияет на его рейтинг одобрения. В отличие от этого, Коике Юрико, губернатор Токио, напротив получила свои политические дивиденды, в то же время отличаясь от премьер-министра в плане антикризисного управления. Это позволило ей сохранить должность на второй срок во время губернаторских выборах в Токио 5 июля, обеспечив тем самым новый политический импульс.

В завершении отметим, что после пандемии на первый план выйдут экономические проблемы.

Коронавирус продолжит изменять политический ландшафт по всей Азии. Некоторые лидеры, такие как Моррисон, смогут преодолеть проблемы и продвинуться в направлении улучшения своей политической судьбы. Тем временем такие лидеры, как Моди, рискуют потерять часть своего политического капитала. После сдерживания пандемии перед всеми лидерами встанет задача по восстановлению экономического роста и действиям по предотвращению второй волны заболевания. Это повысит стимул для оживления экономического роста и решения социально-экономических проблем с помощью фискальных стимулов или активного экономического участия.