Нижнекамск с первых лет строительства стремился украсить свои проспекты и улицы. На жилых домах появились монументальные панно, стены в общественных зданиях украсили интерьерные панно - дело рук талантливых художников, о которых «ВГ» рассказывает регулярно. Раис Марданшин - из той самой когорты творцов, член Союза художников СССР. В 2009 году он ушёл из жизни, но в школах, спортзалах, детских садах сохранились его работы, в музеях России и за рубежом хранятся его полотна. Откуда родом талантливый живописец, чем жил и чего достиг мастер резца и кисти, рассказывает его супруга Зухра Мамутовна - первая его помощница и надёжная опора во всём.
- Зухра Мамутовна, старожилы наверняка ещё помнят Раиса Марданшиновича, а молодёжи стоит напомнить о нём. Расскажите, откуда истоки его творчества?
- Раис родился в 1937 году в деревне Иштиряк Сармановского (ныне Альметьевского) района. Эта небольшая деревушка расположена в лесу на невысоких холмах, а семь родников между этими холмами дополняют красоту пейзажа и делают её ещё более сказочной. Муж рассказывал, что ему всю жизнь снились чистейший запах леса, голоса кукушки, ночной совы, журавлей, прогуливающихся по гороховому полю. Помнил он и другое событие - начало страшной войны, проводы односельчан на фронт, сопровождающиеся плачем женщин и детей. Его отца проводили на войну в сентябре 1941 года. Мальчишка запомнил, как в 42-м начался голод, который длился почти до 1948 года.
Раису было восемь лет, когда он вместе со старшим братом стал помощником пахаря. Пахарям давали дополнительный паёк - две-три картошки в день. Работа от зари до зари на полуживых лошадях, которые часто падали прямо на борозде. Работали по очереди: брат - до обеда, Раис - после уроков.
- Когда он начал пробовать силы в рисовании?
- Страсть изображать увиденное у него проявилась рано. Мальчишкой разрисовывал обратную сторону стола, рисовал на чистых досках, стенах дома, однажды использовал стенку свежебелёной печки, за что получил от мамы нагоняй. Потом рисовал на книгах и газетах - лошадей, птиц, лес, портреты товарищей, сохраняя в памяти на всю жизнь их худые от недоедания лица.
Он очень хотел поступить в художественное училище, но на этом пути было много препятствий, и главное - он не знал русского языка. К счастью, в армии судьба свела его с хорошими людьми. Начальник клуба воинской части капитан В. Серболин и библиотекарь Лидия сделали всё, чтобы Раис овладел русской грамматикой и научился хорошо говорить. В армии же ему удалось окончить заочно Московский Дом народного творчества имени Н. Крупской.
После армии, в 1960 году, выдержав экзамены и огромный конкурс, Раис поступил в Казанское художественное училище. Но после третьего курса ему пришлось уехать в столицу Киргизии город Фрунзе, где поступил на только что открывшееся отделение художественного училища - «Проектирование интерьеров и основы монументального искусства». В этом городе и свела нас судьба.
После защиты диплома Раиса направили на работу в «Киргизторгрекламу» - проектировать интерьеры залов предприятий торговли и общественного питания. Чтобы узнать больше и ознакомиться с опытом других, побывал в Москве на курсах повышения квалификации, после возвращения во Фрунзе его назначили главным художником «Киргизторгрекламы».
Работа интересная, но свободного времени практически не было, а он прямо тосковал по живописи. Поняв, что без любимого дела он не может, оставил всё и вернулся в родные края. Так, в марте 1968 года Раис оказался в Нижнекамске, где уже творили В. Арчуашкили и Г. Капитов. Ко двору пришёлся и Марданшин. Несмотря на неважные бытовые условия, он сразу начал писать. В тот же год в городе открылся участок художественного фонда, где он активно стал работать, участвовать в республиканских выставках. За один из триптихов председатель Союза художников СССР Х. А. Якупов предложил Раису вне очереди путёвку в Дом творчества в Горячих Ключах.
В Нижнекамске состоялись четыре выставки Раиса. Кроме клуба «Нефтехимик», они проходили в НХТИ и нефтехимическом техникуме. Наиболее успешной была вторая, в 1987 году. Более половины работ тогда купили специалисты из Германии, работавшие в городе по контракту на «Нефтехиме» и шинном. Потом мы узнали, что экспозиция с работами мужа путешествует по городам Германии как передвижная выставка, знакомя любителей живописи с природой Татарстана, выполняя роль посла доброй воли.
- Расскажите о первой выставке?
- Это было в ноябре 1971 года в клубе «Нефтехимик», я помогала её оформлять. Среди почти пятидесяти работ, помню, наибольшее внимание привлекла картина «Земля». Рядом с произведением художник выставил эскизы к этой картине, что позволяло зрителям от начала и до конца проследить процесс творчества. На полотне хорошо были переданы одна из страниц жизни татарского народа, обстановка первых послереволюционных лет в деревне. В книге отзывов одна из любителей живописи дала такую оценку картине: «Целеустремлённостью и верой в будущее дышат лица крестьян и солдата, вестника революции: земля, наконец-то, передана народу!». Работы той первой выставки, по замыслу автора, делились на три группы. В «Камском цикле» наибольший интерес вызывали картины «На берегу у озера в Пробудиловке», «Весной», «Вечерняя Кама», «Камский ветер», «В лесу у Красного Ключа». К и р г и з с к и й и Северокавказский циклы - результат поездок и осмысления впечатлений, полученных во время творческих поездок в эти живописные края. Из картин зрители отмечали работы «Земля киргизская», «Дорога на Черноморье», «Южная зима», «Зимнее утро», «Южный пейзаж», «Горы АлаТоо», «Чуйская долина», «Подсолнухи»… Кроме пейзажа, Раиса всегда привлекали жанровые сцены. Например, глядя на картину «Разговор у родника», на которой изображены две женщины, явственно чувствовалось, с какой любовью художник вырисовывал их фигуры.
Раис был постоянным участником выставки «Большая Волга», где неизменно получал хорошие отзывы.
- Но ведь Раис Марданшинович состоялся не только как живописец?
- Он выиграл конкурсы на оформление въездных групп в Нижнекамске, Заинске, Набережных Челнах. Его приглашали оформлять интерьеры НХТИ, энергостроительного техникума, школ. Многие работы сохранились до сих пор, например, в спортзале «Факел», детских садах. Многие картины находятся в частных коллекциях в США, Англии, Франции, есть они и в городском музее.
Муж мог бы создавать ещё, но ему выпало пройти очень тяжёлый жизненный путь: в феврале 1942 года семья получила на отца похоронку, очень рано ушла из жизни мать, приходилось много работать, что не могло не сказаться на здоровье. Он заболел сахарным диабетом, на этой почве произошёл инсульт - тридцать лет между жизнью и смертью. Хорошо, что успел увидеть внуков.
- Из троих детей кто-то пошёл по стопам отца?
- Старший сын Арслан окончил Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. Васнецова, работает реставратором. Если бы Раис увидел работы сына, уверена, остался бы очень доволен. Может, кто-нибудь и из внуков посвятит себя живописи.