Многие в курсе, что в основе всеми любимой комедии Леонида Гайдая лежит пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", написанная им в 1936 году. Было интересно сравнить два произведения, поэтому я нашел книгу и ознакомился с первоисточником. Многие сцены в пьесе повторяются в фильме слово в слово, но есть и отличия. О них сейчас и поговорим.
Скажу сразу, что у Булгакова все действие происходит не во сне Тимофеева, а наяву. Поэтому в первой же сцене Зинаида Михайловна от него уходит по-настоящему. В фильме её монолог во многом последователен тексту пьесы, из которого можно наконец-то понять, что же она говорит возле зеркала, когда считает свои разводы.
Я начинаю серьезно бояться, что он сойдет с ума с этим аппаратом. Бедняга!… А тут его еще ждет такой удар… Три раза я разводилась… ну да, три, Зузина я не считаю…
После расставания с Зинаидой Михайловной по пьесе и в фильме следует блистательный диалог инженера Тимофеева с женой Бунши Ульяной Андреевной. Эпичные фразы "Оригинальный вы человек" и "Будь я вашей женой ... " Натальи Крачковской взяты непосредственно из произведения Булгакова.
Дальше на сцене появляется Жорж Милославский. По замыслу драматурга этот персонаж не такой обаятельный, каким его сыграл Куравлев, и вообще, он должен был быть "дурно одетый".
Жорж залезает в квартиру к Шпаку и уже только от туда звонит Антону Семеновичу, чтобы убедиться, что тот до конца дня будет на службе.
В квартире Шпака он находит патефон (магнитофонов тогда еще не было), костюм, который тут же надевает, и буфет с водкой. У него даже хватает наглости позвонить Шпаку второй раз, чтобы спросить, на чем он настаивает водку.
А тем временем в квартиру Тимофеева приходит Бунша, который жалуется, что тот выключил радио в парадной, а не на выбитые пробки, как было в фильме. В книге Бунша раскрыт намного интересней. Например, он обижается, когда инженер обращается к нему "князь".
Николай Иванович (в книге Тимофеев Николай, а не Александр), вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.
В конце концов Тимофеев показывает управдому, как работает его машина и на сцене появляется Милославский. Бунша тут же начинает его подозревать, на что Тимофеев одергивает управдома: "Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы!" В фильме может показаться, что эти слова произносит Куравлев, однако он в этот момент выходит из кадра и рот не открывает.
Наконец, Тимофеев решается проникнуть в прошлое и появляются палаты Иоанна Грозного. Тот пугается "демонов" и убегает, а в палаты врываются опричники (в фильме стрельцы). Бунша выдергивает ключ из машины времени и его с Милославским затягивает в прошлое. Портал закрывается. В пьесе изобретение Тимофеева работает от обычного ключа, поэтому он потом будет бегать не по магазинам в поисках транзистора, а к слесарю.
Тем временем Иоанн прячется на чердаке, а не на лестничной клетке, как в фильме, и Тимофееву приходится его искать.
Шпак обнаруживает, что его обокрали и бежит в милицию. Конец первого акта.
***
Тимофеев приводит Иоанна к себе домой, где дает слово, что он не демон и предлагает царю водки. В кино эта сцена передана достаточно близко к оригиналу, но есть и отличая.
За место Анисовой водки инженер достает горный дубнячок, а не столичную. Была и такая в Союзе.
Тимофееву нужно бежать к слесарю, но в доме ни копейки денег. Все деньги забрала жена Зинаида Михайловна. Царю смешно слышать про деньги и он вынимает из кармана золотые монеты. Спасены!
Позже, Иоанн Васильевич еще несколько раз будет выбрасывать золото из кармана, как и положено самодержавцу.
Тимофеев уходит, оставляя царя одного у себя в квартире. Сразу же за дверью появляется Ульяна Андреевна, которая ищет своего мужа, Буншу. Она стучит в дверь инженера и требует открыть. Иоанн крестит дверь, и голос Ульяны пропадает. После этого он произносит свою крылатую фразу: "Что крест животворящий делает!".
В фильме Гайдай перенес этот момент в лифт. Вышло не хуже, по-моему.
Пока все. Продолжение будет чуть позже. Ставьте лайк, если вам понравился формат статьи, подписывайтесь на канал, если не хотите пропустить вторую часть.