Найти в Дзене
Кокаинум

Читаю пьесу "Иван Васильевич" Булгакова и сравниваю с фильмом Гайдая. Нашел много отличий!

Многие в курсе, что в основе всеми любимой комедии Леонида Гайдая лежит пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", написанная им в 1936 году. Было интересно сравнить два произведения, поэтому я нашел книгу и ознакомился с первоисточником. Многие сцены в пьесе повторяются в фильме слово в слово, но есть и отличия. О них сейчас и поговорим. Скажу сразу, что у Булгакова все действие происходит не во сне Тимофеева, а наяву. Поэтому в первой же сцене Зинаида Михайловна от него уходит по-настоящему. В фильме её монолог во многом последователен тексту пьесы, из которого можно наконец-то понять, что же она говорит возле зеркала, когда считает свои разводы. Я начинаю серьезно бояться, что он сойдет с ума с этим аппаратом. Бедняга!… А тут его еще ждет такой удар… Три раза я разводилась… ну да, три, Зузина я не считаю… После расставания с Зинаидой Михайловной по пьесе и в фильме следует блистательный диалог инженера Тимофеева с женой Бунши Ульяной Андреевной. Эпичные фразы "Оригинальный вы чел

Многие в курсе, что в основе всеми любимой комедии Леонида Гайдая лежит пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", написанная им в 1936 году. Было интересно сравнить два произведения, поэтому я нашел книгу и ознакомился с первоисточником. Многие сцены в пьесе повторяются в фильме слово в слово, но есть и отличия. О них сейчас и поговорим.

Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Скажу сразу, что у Булгакова все действие происходит не во сне Тимофеева, а наяву. Поэтому в первой же сцене Зинаида Михайловна от него уходит по-настоящему. В фильме её монолог во многом последователен тексту пьесы, из которого можно наконец-то понять, что же она говорит возле зеркала, когда считает свои разводы.

Я начинаю серьезно бояться, что он сойдет с ума с этим аппаратом. Бедняга!… А тут его еще ждет такой удар… Три раза я разводилась… ну да, три, Зузина я не считаю…
- Зузина я не считаю
- Зузина я не считаю

После расставания с Зинаидой Михайловной по пьесе и в фильме следует блистательный диалог инженера Тимофеева с женой Бунши Ульяной Андреевной. Эпичные фразы "Оригинальный вы человек" и "Будь я вашей женой ... " Натальи Крачковской взяты непосредственно из произведения Булгакова.

- Если бы вы были моей женой, я бы повесился
- Если бы вы были моей женой, я бы повесился

Дальше на сцене появляется Жорж Милославский. По замыслу драматурга этот персонаж не такой обаятельный, каким его сыграл Куравлев, и вообще, он должен был быть "дурно одетый".

Жорж залезает в квартиру к Шпаку и уже только от туда звонит Антону Семеновичу, чтобы убедиться, что тот до конца дня будет на службе.

Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

В квартире Шпака он находит патефон (магнитофонов тогда еще не было), костюм, который тут же надевает, и буфет с водкой. У него даже хватает наглости позвонить Шпаку второй раз, чтобы спросить, на чем он настаивает водку.

А тем временем в квартиру Тимофеева приходит Бунша, который жалуется, что тот выключил радио в парадной, а не на выбитые пробки, как было в фильме. В книге Бунша раскрыт намного интересней. Например, он обижается, когда инженер обращается к нему "князь".

Николай Иванович (в книге Тимофеев Николай, а не Александр), вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.

В конце концов Тимофеев показывает управдому, как работает его машина и на сцене появляется Милославский. Бунша тут же начинает его подозревать, на что Тимофеев одергивает управдома: "Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы!" В фильме может показаться, что эти слова произносит Куравлев, однако он в этот момент выходит из кадра и рот не открывает.

Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Наконец, Тимофеев решается проникнуть в прошлое и появляются палаты Иоанна Грозного. Тот пугается "демонов" и убегает, а в палаты врываются опричники (в фильме стрельцы). Бунша выдергивает ключ из машины времени и его с Милославским затягивает в прошлое. Портал закрывается. В пьесе изобретение Тимофеева работает от обычного ключа, поэтому он потом будет бегать не по магазинам в поисках транзистора, а к слесарю.

Сцену с бердышом придумал Гайдай
Сцену с бердышом придумал Гайдай

Тем временем Иоанн прячется на чердаке, а не на лестничной клетке, как в фильме, и Тимофееву приходится его искать.

Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Шпак обнаруживает, что его обокрали и бежит в милицию. Конец первого акта.

***

Тимофеев приводит Иоанна к себе домой, где дает слово, что он не демон и предлагает царю водки. В кино эта сцена передана достаточно близко к оригиналу, но есть и отличая.

Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фрагмент из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

За место Анисовой водки инженер достает горный дубнячок, а не столичную. Была и такая в Союзе.

Этикетка водки "Горный дубнячок"
Этикетка водки "Горный дубнячок"

Тимофееву нужно бежать к слесарю, но в доме ни копейки денег. Все деньги забрала жена Зинаида Михайловна. Царю смешно слышать про деньги и он вынимает из кармана золотые монеты. Спасены!

Позже, Иоанн Васильевич еще несколько раз будет выбрасывать золото из кармана, как и положено самодержавцу.

Тимофеев уходит, оставляя царя одного у себя в квартире. Сразу же за дверью появляется Ульяна Андреевна, которая ищет своего мужа, Буншу. Она стучит в дверь инженера и требует открыть. Иоанн крестит дверь, и голос Ульяны пропадает. После этого он произносит свою крылатую фразу: "Что крест животворящий делает!".

В фильме Гайдай перенес этот момент в лифт. Вышло не хуже, по-моему.

-10

Пока все. Продолжение будет чуть позже. Ставьте лайк, если вам понравился формат статьи, подписывайтесь на канал, если не хотите пропустить вторую часть.