2021 год подарит нам продолжение культовой фантастической франшизы “Матрица”.
Первый фильм серии вышел в 1999 году и сразу же завоевал любовь зрителей оригинальными на тот день спецэффектами и идейной составляющей и стал законодателем мод в экшен-фильмах. Третий фильм в карьере Вачовски стал значимым и влиятельным для всей последующей кинофантастики.
Два сиквела, вышедшие спустя 4 года, уже не нашли такой же широкой признательности. Если второй фильм “Матрица: Перезагрузка” всё ещё был высоко оценён и зрителями, и критиками, то третий — “Матрица: Революция” — вышел однозначно провальным.
Все три фильма были написаны и сняты сёстрами Вачовски (на тот момент ещё братьями), а главные роли исполнили Киану Ривз (Нео), Кэрри-Энн Мосс (Тринити), Лоренс Фишбёрн (Морфеус) и Хьюго Уивинг (Агент Смит). Для и без того уже успешных актёров “Матрица” стала новым мощным толчком, а для Вачовски — началом мировой известности.
В последние годы очевидна тенденция возвращения к классике прошлых лет. Новые сиквелы и спин-оффы “Звёздных войн”, бесконечные экранизации диснеевских мультфильмов 90-х и целая плеяда ремейков и ребутов.
Не могли обойти стороной и “Матрицу”, несмотря на неудачный финал. Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс вернулись к своим знаменитым ролям. А компанию им составили новые лица франшизы — Джонатан Грофф (“Охотник за разумом”, “В поиске”), Нил Патрик Харрис (“Как я встретил вашу маму”, “Музыкальный блог Доктора Ужасного”) и звезда индийского кино Приянка Чопра.
Лилли Вачовски (экс-Эндрю) на этот раз участвовать в проекте не будет. Режиссёром выступает Лана. Она же написала сценарий в соавторстве с Александром Хэмоном и Дэвидом Митчеллом, с которыми Вачовски уже работали вместе над сериалом “Восьмое чувство”, а с Митчеллом ещё и над “Облачным атласом”.
Съёмки уже вовсю идут, а премьера из-за пандемии сдвинулась на весну 2022 года.
До сих пор нет никаких деталей и подробностей о новой части. В том числе не ясно, останется ли вселенная Матрицы в начале 2000-х или будет соответствовать современности. Ведь с выхода третьего фильма прошло уже 17 лет. Писатель и продюсер Джо Робертс размышляет: если действие картины (а точнее “симуляции” внутри фильма) перенесено в наши дни, развитие технологий может внести существенные изменения во франшизу.
Оригинальный фильм был прочно завязан на технологиях тех дней. Вход в Матрицу, а также перемещения агента Смита происходили через стационарные телефоны и компьютеры. Если сейчас подобное можно было бы проворачивать с помощью смартфонов и повсеместно распространённого Wi-Fi, всё стало бы куда проще, что убивает экшен и напряжение. Как этот вопрос будет решён в новом фильме?
Робертс также отмечает, что идея оригинальной трилогии была основана на беспокойстве о набирающих обороты цифровых гаджетах, а сама Матрица была метафорой интернета, который сейчас кардинально отличается от прежнего, и если и пугает людей, то уже в других аспектах. А что самое главное, играет куда более важную роль в жизни людей.
Оригинальная трилогия была популярна не только благодаря спецэффектам, но и социальным комментариям и философским темам. Чтобы новая часть была актуальна сегодня и заинтересовала современного зрителя, должно было произойти масштабное переосмысление всей концепции. Будут ли затронуты проблемы конфиденциальности информации, возможности глобальной слежки и контроля? Крэйг Эйви также предполагает возможность раскрытие темы соцсетей и ботов, управляющих общественным мнением. Всё это звучит вероятно и вполне вписывается во франшизу.
Узнать, каковы же новые идеи создателей, можно лишь дождавшись премьеры или хотя бы первых трейлеров.
Текст основан на статьях:
“Matrix 4: How Modern Technology Would Fundamentally Change the Matrix World” by Joe Roberts
“The Matrix 4 Can Improve The Franchise's Outdated Meaning” by Craig Elvy