Найти тему
Bumble Bee English.

Дружба дружбой, а служба – службой по-американски

Проработав три лета в Америке, точно могу сказать, что отношение к работе у американцев отличается от нашего, русского. Про то, что у американцев не принято жаловаться на работу или на её количество, я уже писала. Но есть еще некоторые особенности, которые проявляются скорее в отношении между сослуживцами.

Мотивационный плакат в лагере YMCA .. "Если у тебя есть время просто постоять – значит, у тебя есть время где-то убраться"
Мотивационный плакат в лагере YMCA .. "Если у тебя есть время просто постоять – значит, у тебя есть время где-то убраться"

Самое явное, что бросается в глаза – отношение по работе и личное полностью разделены. В чём-то так даже проще. С собственным директором в нерабочее время можно совершенно спокойно бултыхаться в аквапарке или съездить в выходные на рафтинг. При этом не думать – а вдруг ко мне теперь отношение как к работнику поменяется ? Не поменяется. В худшую сторону не поменяется, можно не переживать. Но и послаблений по работе тоже ждать не приходится. Возвращаемся с рафтингов и аквапарков, и директор становится всё тем же строгим директором, что и раньше. Максимум, может спросить, пробегая мимо – ну и как плечи после рафтинга ? И всё, а дальше возвращаемся каждый на своё рабочее место и пашем. До следующих выходных.

Вообще, американцы все-таки тоже люди. Они не приветствуют, чтобы личная дружба как-то сказывалась на распределении должностных обязанностей. Но где-то ослабить какие-то ограничения, пойти навстречу, если делу это не вредит – такое могут. Ключевой момент – «не вредит делу». Они вообще стараются, если это возможно, так эти обязанности распределить, чтобы каждый был «на своём месте». Ну и больше пользы приносил, таким образом.

Разделение должностного и личного у них проявляется еще и в том, что о работнике не судят по внешнему виду. В России могут не взять на место администратора отеля а может, и еще куда просто потому, что внешний вид не вписывается в стандарт отеля. Причём не вписывается в стандарт, изобретённый самим директором. Знаю один отель, где брали в администраторы только стройных девушек с темными волосами. Меня вот не взяли ой даже странно, подругу с точно таким же образованием и резюме – взяли. Поработав там, она тайну эту мне раскрыла. Мне вроде и не верится, но факт остаётся фактом – все администраторы этого отеля действительно тёмненькие, и так не один год. В Америке наблюдала противоположную картину. Работала я в детском лагере, дети, условно – школьного возраста. У редкой вожатой не было пирсинга, татуировки были практически у всех. Вот наверно только у международников и не было. Я с девятью сережками – и то выглядела там как благородная девица из института ! Плюс еще американская мода носить джинсы стрингами наружу. Все носили, всех устраивало. Конечно, на многих рабочих местах положена форма, и вопрос наряда сразу отпадает. Но даже с самым официальным костюмом у них нередко соседствуют пирсинг и татуировки. И никаких возгласов, что как же можно ему доверять а если еще и детей, он вон весь проколот и разукрашен.

Вот они какие, evaluation forms. Нужно оценивать, в том числе, "отношения с другими" ...
Вот они какие, evaluation forms. Нужно оценивать, в том числе, "отношения с другими" ...

А самый неожиданный для меня момент оказался в нашем лагере – это evaluation ! Вот уж точно, такое на русской почве как-то сложно представить … Заключается в том, что раз в две недели нужно было заполнить анкеты на своих непосредственных сотрудников – дать оценку их работы, поведению, пожаловаться, что не так. Если в целом оценки были хорошие, все радовались и работали дальше. Если были жалобы, директор мог по результатам оценивания вызвать к себе и провести «инструктаж». В анкетах речь шла больше о мелочах, об отношении к работе, об энтузиазме и так далее, довольно субъективные вещи. Серьёзные проблемы, конечно, без анкет решались. И вот получилось, что мы с напарницей, русские две, вместе сидели и заполняли друг на друга, без жалоб каких-то. Мы, бывало, ругались на работе, бывало, что и после работы. Ну ругались, ну мирились. Но неужели об этом писать жалобу директору ?..

И тут как-то раз я получила такие оценки от нашего горячо любимого начальника кухни … что меня вызвали к директору. В целом, ничего страшного он про меня не написал, жалоба было, что мы иногда начинаем болтать по-русски, а его это бесит. Я прекрасно понимала, что по-русски нельзя, и мне казалось, что не болтали мы … может, только тогда, когда начальник был не совсем рядом. Видимо, его эти моменты раздражали, надумал, что о нём говорим, и пожаловался. Ну, допустим. Но мне показали во время разговора с директором его анкету, заполненную на меня … Там были учтены все мои косяки за неделю, а все мои заслуги оценены по шкале, как и предполагалось в анкете. Что-то на «двойку», что-то на «четвёрку», и так далее. Целое досье. И вот самое интересное – каждый вечер мы вместе отдыхали, разговаривали за жизнь, практически, даже споров каких-то не было. Душа в душу. И серьезных косяков по работе за мной тоже не было, тем более, это был уже не первый мой год в лагере. Но человеку даже не пришло в голову просто не поднимать какие-то мелочи, которые мы всё равно уже разрулили прямо во время работы, не отчитываться перед директором. Вот ведь не поленился же. Что я еще поняла – для американца это абсолютно нормально. Ведь косяки-то перечислены были только рабочие. А раз работа закончилась, все снова друзья и можно тусить дальше.

Справедливости ради добавлю, что, когда мне понадобились письма-рекомендации для устройства на другую работу, этот же человек написал мне самые лучшие рекомендации. О том, какая я сознательная и какие у меня прекрасные рабочие навыки, оказывается.

А вы что думаете о таком подходе ?