1. Предисловие
Помню лет 12 назад стоял в магазине на кассе, а передо мной дядька лет 30 с поведением успешного фотографа - чуть агрессивная речь, и чуть резковатые суждения. Хотя в целом культурный и вежливый. Этакая культурная агрессивность. И вот он такой выдает фразу в блютус гарнитуру на ухе.
"Да у него в голове не пойми что. Выдал тут, что многоканальный звук еще в 70-х провалился. А ничего, что в кино ему уже 35 лет и он только то и делает, что каждые 8 лет круче и круче становится? По моему, что и провалилось, так это мозги у него из головы в задницу." - при этом они там, с невидимым собеседником, обсуждали 18 летнего парня, что курьером у них работать устроился.
А я сейчас, пока пишу эти строки, вдруг призадумался над тем, как часто дети копируют слова родителей, которые далеко не всегда верны. А страдают-то за эти "копии" потом эти самые дети, в своем коллективе. Родителя-то по этикету посылать далеко не положено, даже если он чушь сморозил, а вот в молодежном обществе за каждую оговорку послать могут, предварительно высмеяв. А тут целая фраза противоречащая реальному миру. Да за такое у парня, да еще в фотоконторе, с их несдержанным творческим поведением... Эхх... Не повезло парню. А виноват все таки родитель.
2. Но все таки про звук.
Многоканальных звуков было несколько разных. Но ключевых типов из них 2: Квадро и 5.1. Не будем сейчас рассматривать современные еще только приживающиеся форматы.
3. Квадро.
Вариантов послушать Квадро-Звук дома было 3.
1. 4х-канальный Катушченик.
2. Винил в формате "Compatible Discrete 4”, “Quadradisc”, "CD-4" - это все разные названия одной технологии.
3. Винил в формате SQ "Stereo Quadraphonic"
С катушечником все понятно. Там 4 независимые дорожки. А вот с Винилами все интереснее. Оба варианта записи были совместимы с обычным стерео. Само собой с искажениями.
В первом случае было так. Было 2 обычных стерео дорожки, которые при обычном воспроизведении давали стерео. Но если взять аппарат с декодером, на частотах от 20 кГц и до 40 кГц посредством амплитудной модуляции(как в радиоприемниках АМ диапазонов) в каждом канале стереозаписи располагалось еще по одному каналу, которые содержали в себе разностную информацию. Т.е. при вычитании например дополнительно Левого канала из Стерео-Левого получался Фронтальный Левый, и заодно тыловой Левый. Ну и с правым так же.
Второй формат был ничем иным как привычным Про-Лоджиком, только в музыкальном режиме со стерео тылами и без центрального канала.
Т.е. там была обычная стерео дорожка без всяких хитростей, и декодирование исключительно из нее.
У каждого формата были свои плюсы и свои минусы. Первый, как писали в тогдашней литературе и которую цитирует старшее поколение, имел повышенные требования к звукоснимателю. Для тех времен это так и было. Но блин народ. Знания ведь нужно обновлять и уточнять. Эти требования, в ту эпоху когда в тренде был Пьезо-звукосниматель, были и правда повышенные. Но в современном мире это обычный ММ картридж с эллиптической заточкой. Он такой сейчас 2 тыщи рублей стоит.
Второй формат был сложнее. Суть в том, что детонация,рокот, несфазированные по каналам щелчки, и прочите артефакты износа изрядно пардон попердывали из всех 4х колонок. Это вам не мирное пощелкивание из 2х фронтальных.
4. Специфика Квадро-Звука
Характерной особенностью этого Квадро было то, что звукорежиссеры пытались расположить слушателя по середине оркестра. Вот там на сцене. Не в зрительном зале, а вот именно там. Так оно конечно эффектнее. В зале-то с тылу, только эхо прилетает, да сопения зрителей. Толку-то от такого звука?
Но и такое Квадро интересно разве, что исполнителям, которые или к выступлению в симфоническом или джазовом оркестре готовятся, или на пенсии когда ностальгия по работе накатывает.
А больше-то он никому такой и не нужен. Вот его и свернули.
Но я бы не стал называть исследование провалом. Такой психологический окрас может отбить желание дальше исследовать. Да - этот эксперимент оказался не очень удачным, и не очень социально востребованным. Вот его и свернули.
Но свернуть-то свернули - да не сдались!!! Его свернули в середине 80х когда уже во всю шагал 5.1 не только по кинотеатрам, но и в домашние системы проникал. Провала не было - была эволюция!!!
А то, что старшее поколнение по каким-то специфическим причинам истории разных стран оказалась не в курсе, что звук в кино аж с 1977го года с тыловой подзвучкой - так пора бы этот пробел в знаниях исправить!!!
5. Объемный Звук 5.1
Я не буду сейчас разбирать историю разных форматов объемного звука в кино. Об этом будет другая статья. Я скажу только, что первый формат был с моно-тылом. Там было 2 колонки по бокам, но они воспроизводили один канал. И звук по центру отдельно выделен.
В этом первом формате третьим фильмом, и наиболее известным, был снят 4й(он же первый вышедший) эпизод Звездных Войн. Но перед ним было еще 2 пробных фильма.
Отличие этого звука было в том, что музыка в реальном мире, она звучит спереди. Со сцены. Ей по большому счету тыловые каналы и не нужны. А вот в реальном мире прогулка по улице, это когда у вас слева дорога и там машины вперед-назад едут. А справа у вас дома с магазинами, и там и спереди и сзади вас, люди дверями хлопают и разговоры ведут. Это реальный мир.
И для полного погружения в кино, нужна такая же реальная озвучка того, что слышит зритель или главный персонаж в кадре. Для этого неизбежно нужна тыловая подзвучка. Тут без вариантов.
Тут даже фраза эта от старшего поколения. "Ты хочешь, чтобы у тебя дома оркестр звучал как в консерватории? Тогда тебе нужно только стерео." Так вот, в кино, чтобы у меня был звук, как в реальном мире персонажа, мне так же нужен 5.1. А они почему-то этого не понимают... Хотя вроде бы логика очевидна. Особенно если учесть, что они ратуют как раз за натуральность звучания. Но почему-то она у них в стерео-режиме.
На вопрос, а как же дверь хлопающая за спиной? Это ведь музыка спереди, а в кино двери сзади хлопают. Не знаю как вас дорогой читатель, а меня вместо ответа на этот вопрос, далеко и на долго "отправляли". Я конечно оттуда возвращался отдохнувший и с магнитиками... Что ж поделать - у меня в лесу озеро!
6. Итог.
Получается, если мы провозглашаем стремление к максимальной реалистичности, нам для музыки нужно 2 канала спереди - потому, что музыка звучит спереди. А для кино нам нужно звук и спереди и сзади, и сверху и снизу - потому, что сама жизнь, что в реальности, что показанная в кино так звучит.
По сути у хорошего Аудиофила так и должно быть. Одна система Стерео - для музыки, и вторая 5.1 или более - для кино.
Можно ли получить все в одном?
Можно! Но с некоторыми условиями. Давайте чуть-чуть поподробнее разберемся.
7. Универсальные многоканальные...
В статье Основы Аудиофильства Глазами Доброго Маркетолога у меня показаны разные варианты достоверного звука. Один оркестр. Но звук в первом ряду один, звук на вип-местах другой, а на заднем ряду третий.
Хотя все 3 достоверные.
Тут нужно понять, что лучший звук он на вип-местах. А вот на пластинках делают звук, как в первом ряду... Подробнее о моменте в той статье.
Так вот, чтобы получить звук как на вип-местах, нужны колонки, которые его такой делают. А они такие стоят от 2х тыщ ОХ и выше. Все что дешевле делает или Первый ряд или Задний Ряд. Подробнее о различиях звука на них в стой статье.
В кино при этом нам не нужны эффекты из вип-мест. Тут наоборот. Нужно как впервом ряду. Вип места создадут дополнительные колонки. Таким образом, если вас как Аудиофила, в музыке интересует или первый ряд или, как меня, задний - то это дело может создать АВ-ресивер и колонки для него за разумные цены. Т.е. АВ-Системы в музыке могут или Первый ряд или Задний.
А вот более сложные и дорогие все таки нужно делать за счет полноценных стереосистем.
Вот как-то так. Главное запомнить, что многоканальный звук никуда не провалился!!! И делать этого не собирается!!! И да... Проверяйте информацию, которую детям рассказываете. Их за неверные знания на хрен посылают, причем в самом важном для развития полноценного, уверенного в себе человека возрасте.