В феврале прошлого года меня пригласили стать частью креативной команды фестиваля гастрономических развлечений Martini, где одной из моих задач была экологизация процессов на мероприятии.
Что это такое?
Проведение любого мероприятия требует затрат огромного количества ресурсов: бумаги, электроэнергии, средств уборки, посуды, бензина для транспорта, воды и так далее, – всё это в итоге образует большое количество отходов и увеличивает экослед, наша задача его снизить через внедрение бережных практик.
Зачем это делать?
Гости музыкального фестиваля Coachella (250 тысяч человек) ежедневно производят 106 тонн мусора. Для сравнения среднестатистический американец оставляет после себя около одной тонны мусора в год. И это данные только одного и не самого крупного фестиваля в мире. А теперь представьте, что за 2019 год десять миллионов человек посетили музыкальные фестивали, то есть 4 240 тонн мусора – ущерб для окружащей среды, не считая электроэнергии, водных ресурсов и транспортных выбросов.
Согласно исследованию экологическая ответственность и устойчивое развитие стало трендом номер один в индустрии. Однако тема новая и единых стандартов в ней нет, как и подрядчика, работающего по принципу одного окна. Прежде чем разработать стратегию по экологизация фестиваля, пришлось изучить западный опыт, проконсультироваться с эко-представителями крупных музыкальных фестивалей уровня Flow, LowLands, End of the road и местными лидерами рынка. Оказалось, что у этого процесса нет дна и можно экологизировать всё до бесконечности и абсурда, поэтому было принято решение выделить условный гигиенический минимум, при котором максимально будет отработано святое правило трёх R (Reduce — уменьшение образование отходов Reuse — повторное использование Recycle — раздельный сбор и переработка).
Как определить KPI?
Масштаб и бюджет каждого мероприятия индивидуален, поэтому вы соревнуетесь только с собой. Ваша цель – минимизировать ущерб для окружающей среды. Для этого проанализируйте прошлый опыт: сколько было потрачено электроэнергии, вывезено мусора, что можно использовать повторно, появление каких отходов можно предотвратить и так далее. Можно конечно пойти дальше и подробно проследить «метаболизм» мероприятия, как DGTL
Food court
Девяносто процентов мусора на фестивалях генерирует фуд-корт, поэтому к этой зоне особое внимание.
По статистике одна треть произведенной еды выкидывается, затем попадает на мусорные полигоны, где выделяет двадцать пять процентов всего углекислого газа (да-да, того самого, что образует парниковый эффект). Поэтому важно при организации раздельного сбора отходов предусмотреть контейнер для органики, чтобы в дальнейшем получить из неё компост.
Основные правила:
- Используйте многоразовую посуду вместо одноразовой. Для этого можно воспользоваться услугами капшеринга, кейтеринга, мотивировать гостей приходить с собственной тарой. В целом, к посуде применяются следующие требования: многоразовая, компостируемая, перерабатываемая.
- Сделайте общую закупку салфеток и туалетной бумаги из макулатуры. Так вы не только сохраните деревья, но и сократите транспортный след.
- Запретите использование одноразового мелкого пластика, такого как трубочки. Мы на Martini собирались их заменить макарониной, что очень по-итальянски, согласитесь.
- Обеспечьте гостей соусами и приправами в общей таре, чтобы избежать мусора от лишней упаковки.
- Подготовьте инструкции для участников фуд корта, где будут прописаны зелёные рекомендации и проведите предварительный тренинг.
- Отдавайте предпочтение проектам, которые используют местные продукты и вегетарианские/веганские опции в меню.
- Организуйте станции для мытья посуды и набора питьевой воды.
- Не выбрасывайте оставшуюся еду, её можно продать со скидкой или организовать фуд-шеринг.
- Используйте электронные билеты и чеки. Во-первых, чеки не перерабатываются, во-вторых, для производства одного листа A4 требуется не только дерево, но и 400 мл чистой воды.
В двадцать четвертом выпуске подкаста «с ЭГО на ЭКО» мы обсуждаем с куратором экологических проектов сети магазинов «ВкусВилл» их опыт отказа от бумажных чеков.
В современных российских реалиях zero waste фуд корт сделать сложно и дорого, потому что он сильно завязан на коммуникациях площадки и осознанности всех участников процесса, но стремитесь к идеалу. Для вдохновения фуд-корт 3.0!
Раздельный сбор отходов
После того, как вы постарались максимально сократить количество отходов на мероприятии, продумайте организацию раздельного сбора отходов, при которой «цель достигнет адресата».
- Проанализируйте основные отходы и сделайте удобную навигацию к мусорным контейнерам. Перед переработкой любых материалов на заводах происходит досортировка вторсырья, но это поможет собрать большее количество материала. Например, у вас предполагаются высокие продажи питьевой воды в пластиковых бутылках, наклейте огромный знак бутылки на контейнер для пластиковых отходов. Если позволяет бюджет, то поставьте волонтёра на каждый пункт РСО, который будет помогать гостям.
- При монтаже/демонтаже участникам фестиваля Постарайтесь сделать выбор в пользу многоразовых разборных конструкций или из перерабатываемых материалов: картонные неламинимрованные конструкции, баннеры из ПВХ, полипропилент, полиэтилены, поликарбонат, натуральные ткани и так далее. Максимально всё берём в аренду, оставшееся сдаём на переработку или организуем благотворительность, как например голландский фестиваль DGTL отдаёт свои арт-объекты городу.
Отдайте остатки еды нуждающимся
Постарайтесь точно рассчитывать количество еды, которое вам понадобится для банкета. Если еда все-таки осталась, не выкидывайте ее на помойку, а отдайте в благотворительную организацию, которая занимается поддержкой бездомных. В Москве можно обратиться в московский Ангар спасения (проект православной службы помощи «Милосердие») или поддержать международное движение Друзья на улице, в Санкт-Петербурге — в Ночлежку. Заранее свяжитесь с организацией и уточните, сможет ли она принять еду. Продукты нужно будет привезти в фонд.
Какие бывают дополнительные практики по возмещению экоследа?
В 2019 году Envision Music Festival высадил больше пятнадцати тысяч деревьев в джунглях Коста Рики.
На Shambala с покупателей билетов взимается депозит за переработку в размере 10 фунтов. Если в конце мероприятия гость принесёт вторсырье в один из пуктов приёма фестиваля, то депозит ему полостью вернут. В 2017 году таким образом были переработаны, компостированы или использованы для получения энергии аж 91% отходов фестиваля. Впечатляющий результат, правда?
Философия знаменитого фестиваля Glastonnbury звучит так: ‘Love the Farm, leave no trace’, что дословно переводится как «Любите ферму, не оставляйте следов». Дело в том, что мероприятие проводится на территории фермы и каждый год на пять дней коровы уступают место для 200 000 человек. Организаторы максимально сфокусированы на экоповестке: перед тем, как завершить оплату билета каждый гость подписывает green policies. После покупки билета, каждый гость может присоединиться к 1300 волонтёрам worthy warriors. Из интересного:
- легендарные туалеты long drops, благодаря которым через год на ферму возвращается компост высокого качества, а сама туалетная система не требует использования воды.
- несколько сцен работают на биотопливе, полученном из растительного масла!
- на фестивале установлена одна из самых больших солнечных батарей в Англии.
- постоянно мониторятся местные водные источники. Подводные воды территории фестиваля ведут к реке Уайтлэнд, которая распространяет токсичные загрязнения от мочи 200 000 гостей на километры вокруг. Писать в открытый грунт на фестивале строжайше запрещено – это тоже прописано в правилах фестиваля.
- часть от стоимость билетов идёт на пожертвования в такие организации как Greenpeace, Oxfam и WaterAid.
Если резюмировать, то идеальный сценарий – это когда мы не решаем как переработать, а заранее продумываем как предотвратить образование отходов в целом. Поэтому акцентируйте внимание участников на том, что поможет избежать или сократить отходы. Выше были описаны основные практики, которые помогут вам сократить экослед. Чтобы получить подробную информацию о процессах, вы можете заказать у меня консультацию, либо купить чек-лист, который содержит практические советы о том как сделать фестиваль экологичнее.
Буду рада вашим комментариям в блоге или пишите на почту linatuomas@gmail.com
Лина