Здравствуй, читатель!
При подготовке одного из обзоров, который запланирован для публикации на ближайшую субботу, я наткнулся на ряд интересных иллюстраций. Уверен, многим из нас они знакомы с детства, вот и предложу увидеть их снова. А историей жизни и творчества их автора тоже захотелось поделиться с вами. Думаю, будет интересно, как и мне.
Привычные нам образы Буратино и его друзей, Урфина Джюса и его противников - Элли, Страшилы, жевунов и мигунов, а также ещё целой плеяды мультипликационных и книжных героев придумал и нарисовал Леонид Викторович Владимирский.
Именно он, наравне с авторами известных нам с детства сказок, показал героев их книг так, какими мы помнил и любим их сейчас.
Настоящий талант и самородок - Владимирский рисовал ещё со школьной скамьи, а после войны, недоучившись на инженера-строителя, по зову души пришёл учится на мультипликатора во ВГИК. Не имевший никакого начального художественного образования, он стал первым учеником этого института, который полностью нарисовал диафильм.
Сразу после выпуска из ВГИКа молодого специалиста позвали работать главным художником на студию "Диафильм". И именно там, в 1953-м году, Владимирский придумал и нарисовал Буратино и всех его друзей к диафильму "Приключения Буратино"
Вот это - именно то самое, первое в истории, каноническое изображение Буратино и папы Карло. Образ Буратино - абсолютно оригинальный, хотя, как признавался сам иллюстратор, некоторые особенности милой физиономии он срисовывал со своей маленькой дочки. Более того - поставил её напротив, надел картонный длинный нос и бумажный полосатый колпачок.
И даже папа Карло в таком виде имеет реального прототипа. Им стал дед художника, которого после этого стали узнавать на улицах Москвы.
По сути, изданная после диафильма книга "Золотой ключик или приключения Буратино" с иллюстрациями Владимирского стала первым советским комиксом, как признался сам иллюстратор в интервью на своё восьмидесятилетие. #Искусство иллюстрации вышло на новый уровень!
А образ Папы Карло (читай - деда художника) запечатлён уже в металле. В Киеве, на улице Грушевского, возле дома 1А. Вблизи кукольного театра старый шарманщик предлагает каждому, кто ещё не чувствует себя взрослым, примерить его шляпу. Никогда ещё детская #культура не была так близка к своему зрителю.
А ведь, как говорил Владимирский, когда ему исполнилось 80 - «Мне не больше девяти лет».
Следующей работой Владимирского стал диафильм "Приключения Незнайки" по повести Носова. Но в этот раз коротышки не стали классическими.
После успеха диафильма и книги и приключениях Буратино Владимирский целиком ушёл в иллюстрирование литературных произведений. Он рисовал для "Трёх толстяков" Олеши, создал персонажей для сборников русских и филиппинских сказок, нарисовал "Голубую стрелу" Джанни Родари.
Но совершенно случайное и судьбоносное соседство с Александром Волковым позволило нам узнать, как же на самом деле выглядели Элли, все её друзья и враги в серии книг "Волшебник Изумрудного города". Некоторые иллюстрации я собрал в галерею, листайте. Помните их?
Именно Владимирский придумал, что пугало Страшила не должен пугать. Он должен улыбаться. А ещё иллюстратор убедил Волкова изменить сказку и вместо 12 подземных королей сделать 7. Почему? А потому что у радуги 7 цветов и под землёй сразу станет ярко.
Уникальный стиль рисования художник никогда не скрывал. Мог сам себе прочитать сказку, ночью во во сне увидеть её, а утром нарисовать. Свою супругу - Светлану Ковальскую - он тоже нарисовал в иллюстрациях к "Никите Кожемяке" Знаете, как получилось, что в этой сказке дракон - добрый? Вот слова самого Леонида Викторовича, цитирую:
Известный всем сюжет. Сказка издавалась множество раз. Что нарисовать, доселе небывалое? Ищу зацепку, думаю над новым поворотом. И вдруг разговорился с юной читательницей. Спрашиваю, боится ли она Дракона. Ответ совсем неожиданный: «Он же добрый… Дракон очень галантно ухаживал за царевной. А та выпытала тайны о слабостях. И предала своего кавалера, помогла Никите убить Дракошу…» Я и поддался такому читательскому настроению. В итоге Дракон с тремя головами получился добрый и милый.
Юной читательницей, как можно догадаться, была дочь художника Ая, ставшая не только моделью для Буратино и Элли, но и привнесшая в эту сказку толику доброты и детского взгляда на мир.
Уверен, что если бы Владимирский продолжил рисовать, он бы непременно иллюстрировал вольное продолжение "Волшебника Изумрудного города" - книги Юрия Кузнецова "Лабиринты Волшебного мира". Я рассказывал об этом цикл в статье по ссылке.
Но к концу 90-х годов зрение у Леонида Викторовича стало сдавать, он отошёл от иллюстраций и стал... писать. #Литература узнала нового автора! Написал он две новых истории о Буратино, первую из которых назвал "Буратино ищет клад", а во второй связал две своих самых любимых истории и получилась повесть "Буратино в Изумрудном городе". Кроме того, Владимирский планировал издать книжку стихов "Записки художника", но в апреле 2015 года ушёл в страну своих сказок и... не успел. Но он оставил с нами всех своих героев!
Хотите больше узнать об этом фантастическом человеке, нарисовавшем для нас детство? Много интервью с ним я нашёл вот на этом сайте и хочу искренне поблагодарить его ведущих за сохранение памяти о Леониде Владимирском и то, что при подготовке этого обзора воспользовался найденными цитатами.