Найти тему
Bа́lta

Архитектура Казахстана в XIV-XV веках

Арыстан Баб
Арыстан Баб

Архитектура достигла своего расцвета в X-XII веках в период существования государства Караханидов.         

Монгольское нашествие в XIII в. нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.

Со 2-ой половины XIII - начала XIV веков начала возрождаться оседлая городская  культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения (Дауитбека, Тектурмаса и др.).

Арыстан-Баб

Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб находится в 3-х км западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи.

Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII веках.

Он был духовным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи.

Мавзолей был выстроен в XIV в. по приказу эмира Тимура и состоит из 2-х помещений.

В середине имеется делиз (коридор - прихожая).

Над мавзолеем был возведен купол, который к XVIII в. был полуразрушен и восстановлен в XIX-XX вв.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи

Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи

Архитектурным шедевром конца XIV- начала XV вв. является мавзолей Х.А.Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура в 1397 году.

Главной целью эмира было использовать авторитет А.Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане.

Мавзолей был построен в г. Туркестане.

Площадь мавзолея составляет 46,5 х 65,5 метр, высота - 37,5 м.

Мавзолей имеет 35 больших и малых  помещений. 

Одним из основных помещений   была  библиотека.

В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году.

На южной стороне мавзолея расположены  большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.               

Деревянная дверь захоронения А.Йасауй украшена красочным орнаментом. Надгробие над могилой сложено из гладких плит светло-зеленой яшмы. Снаружи мавзолей облицован майоликой образующей геометрические, растителыа и эпиграфические орнаменты.

-3

Кок-Кесене

Расположен близ города Сыгнак, в 8 км  северо-западу от кента Томенарык. Мавзолей был однокупольным.

Внутри под купол проходила арабская надпись.

-4

Мавзолей Алаша хана

Относится к X-XI вв., достроен в XIV-XV вв.

Расположен на берегу реки Каракенгир в  Центральном Казахстане.

Своеобразие: возведен по строительным традициям степного зодчества.

Вход выстроен в форме двусторонней двери юрты.

Снаружи стены разукрашены тюркским орнаментом.

По легендам именно Алаша хан является прародителем трех казахских жузов.

-5

Мавзолей Рабига Султан Бегим

-6

Построен в XV веке.

Расположен в 60 метрах восточнее мавзолея А.Х. Йасауи.

Состоит из 5 помещений.

Его надгробная плита находится внутри мавзолея А.Х.Йасауи.

На ней имеется надпись о том, что Рабиш Султан Бегим являлась дочерью султан Улугбека (из династии эмира Тимура) умерла в 1485 году.

Отрар в XIV-XV веках

Судя по результатам археологичесяи раскопок, в Отраре стали возводить мечети с двойной и даже тройной купольной оболочкой.

Наиболее интересные новшества: купольные прикрытия в форме паруса. Были найдены мечети и бани, построение из сырцового и обожженного кирпича  выкрашенные поливной краской.

Прикладное искусство Прикладное искусство неразрымн связано с архитектурой.

В XIV-XV вв. большой прогресс был  достигнут в использовании таких конструкций, как арки, своды, купола.

Особое внимание стали уделять качеству кирпича, который в основном имел квадратную форму.

Одна сторона кирпича выкрашивалась в гиний, голубой, белый или зеленый цвет.

Вотделки стен использовали полихромные майолики на плитках.

В интерьерах стали использовать росписи, рельефные орнаменты.

Важное значение придавали качеству строительного материала.

В то время делались кирпичи и глазурованная краска особой прочности.

Прикладное искусство было широко применено при возведении мавзолеев Йасауи, Кок-кесене и Алаша хана.