Написав статью о портянках, никак нельзя было обойти вниманием кирзовые сапоги. В народном сознании они идут с портянками как бы в комплекте, и разделять их - это все равно что разделять "смирновскую" водочку и малосольный огурчик...
Кирза (лет 50 назад ударение считалось правильным ставить на первый слог, сейчас - на последний) - это, строго говоря, кожзам. Заменитель кожи, но! - один из самых удачных в своем роде. Введение в армии кирзовых сапог позволило сэкономить многие миллионы рублей, причем отнюдь не современных российских - а гораздо более "полновесных" советских.
Причем, что интересно, в основе своей кирза - ткань. Изначально - хлопчатобумажная. В XXI веке уже используется нетканый материал..)
Происхождение названия
Существует 2 версии происхождения этого термина. Согласно одному из них, это сокращение от "Кировского завода искусственных кож", где она производилась. Но этот термин может быть отнесен только к советской кирзе, тогда как впервые этот материал получили еще в 1904 году. Тогда он назывался "керза" - от английского "kersey", что значило "техническое, грубое сукно".
Впоследствии то ли в англицизме "е" поменялось на "и" по особенностям русского произношения, то ли действительно уже в советскую эпоху родилась аббревиатура - кто знает?..
Рождение кирзы
Из всех элементов солдатской амуниции обувь - один из самых важных. Плохая, быстро выходящая из строя обувь мгновенно превращает самого лучшего солдата в угодившего в лазарет некомбатанта. Для России, с ее огромными территориями и, соответственно, огромными расстояниями, которое должна была проходить многочисленная пехота, "обувной вопрос" всегда стоял очень остро.
Сапог требовалось очень много. Это ведь почти расходный материал - они рвутся, стаптываются, выходят из строя. Перед Первой мировой только на сапоги для армии из казны выделялось 3 миллиона рублей ежегодно. В пересчете на наши деньги - пририсуйте еще три нолика, дамы и господа...
В 1904 году генерал-майор М. М. Поморцев создал новый материал, состоящий из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, пропитанной эмульсией из смеси парафина, канифоли и яичного желтка. Материал получился пропускающим воздух, но не пропускающим воду, т.е. обладающий основными свойствами кожи, необходимыми для производства сапог.
Это и был первый вариант кирзы. К сожалению, при жизни Поморцева из него изготовлялись в основном различные чехлы, сумки и т.п., но до производства сапог дело не дошло. Даже в Первую Мировую, когда казна отчетливо показала дно, а обуви для солдат перестало хватать настолько, что иногда отправляли на фронт даже в лаптях (случаи известны).
"На гражданке" Великая война обернулась в России просто чудовищным скачком коррупции. Фабриканты делали на военных заказах огромные состояния, беспощадно завышая цены по принципу "все равно купят, деваться-то некуда". Это вообще тема для отдельных расследований, после которых начинаешь очень хорошо понимать революционеров, к слову...
Военно-промышленный комитет уже собрался было заказать крупную партию кирзовых сапог для фронта, но высокопоставленные лица, имевшие долю в "обувном" бизнесе (производстве классических кожаных сапог) похоронили дело на корню. Обычная история для того времени.
Советская кирза
В советское время кирзу делали иначе - пропитывали ткань не эмульсией из желтка, канифоли и парафина, а искусственным бутадиен-натриевым каучуком. Его изобрели Сергей Лебедев и Борис Бызов. Массовое производство же в 1941-42 годах наладили Иван Плотников и Александр Хомутов на заводе "Кожимит". Технологическая обкатка техпроцесса получения действительно годного для производства сапог кожзаменителя шла около года. Например, долгое время не удавалось сделать кирзу "дышащей". Ноги солдата в ней прели, что приводило к печальным последствиям...
При изготовлении кирзы ткань пропитывалась синтетическим каучуком, затем помещалась в термошкаф для того, чтобы каучук "схватился", образовав особую пленку. После этого сложенная в несколько раз прорезиненная ткань пропускалась через валики для спрессовывания. Финальным этапом было тиснение "под природную кожу" - для красоты.
Именно "плотниковская" кирза и стала основным материалом для производства сапог, будучи гораздо дешевле кожи, но почти не уступая ей по основным показателям (имеется в виду - относительно пригодности для производства обуви). За нее Плотников, Хомутов и ряд других ведущих специалистов предприятия в 1942 году получили Сталинскую премию 2 степени, в размере 100 000 рублей.
В послевоенное время из нее стали шить только голенища сапог, остальная часть делалась из юфти - "русской кожи", тоже своего рода российского ноу-хау...)
При этом надо отметить, что кирзовые сапоги - это практически "национальное российское достояние". Кроме нашей страны, такая обувь не использовалась (и не используется) практически нигде. Зато у нас применяется до сих пор, хотя армия и перешла уже практически полностью на кожаные шнурованные берцы - для производства недорогой походной, рабочей и служебной обуви.
Хотя технологии производства, конечно, уже другие...