Кажется, что Ингеборга Дапкунайте заражает радостью и оптимизмом с первых минут, где бы не появилась – на съемочной площадке, светском рауте или в гримерке после спектакля. И при этом ей не свойственно самолюбие, она не переживает, какой фильм или театральная постановка запомнятся, а какие забудутся. Актрисе важно то, что происходит в данную минуту, потому что этот момент никогда не повторится.
Дапкунайте Ингеборга Эдмундовна родилась в Литве, в уютном старом Вильнюсе, 20 января 1963 года. Родители работали в Москве: папа – дипломат, мама – метеоролог. Девочка видела их нечасто, приезжая в столицу России только во время школьных каникул. Всё остальное время Ингеборга оставалась с бабушкой и дедушкой.
К миру искусства Ингеборгу Дапкунайте привлекли бабушка и дядя с тётей. Благодаря им девочка часто бывала в театре. Бабушка работала администратором в театре оперы и балета и мечтала увидеть внучку на сцене. Однажды даже похлопотала, чтобы 4-летнюю малышку взяли на крошечную роль в опере «Чио-Чио-сан». Дебют в качестве артистки Ингеборге не понравился. Роль маленького сына мадам Баттерфляй не предполагала ни танцев, ни песен.
Всесоюзная популярность и узнаваемость пришли к Дапкунайте после её появления в легендарной картине «Интердевочка» Петра Тодоровского. Проститутка Кисуля в исполнении литовской актрисы оказалась очень яркой.
В 1991-м артистка предстала в образе декадентки в ленте Дмитрия Месхиева «Циники». Это была блестящая игра, потребовавшая от Ингеборги немалых сил и мастерства. Дапкунайте справилась, за что и была награждена «Золотым овном». Безупречно актриса представила и Екатерину Измайлову в ещё одной картине Тодоровского, уже у Валерия. За работу в «Подмосковных вечерах» Ингеборга Дапкунайте получила «Нику».
В этот период времени график съёмок и репетиций актрисы был чрезвычайно плотным. Она постоянно находилась в перелётах между Лондоном и Москвой. В 1993-м Дапкунайте дебютировала в Голливуде - снялась в сериале «Аляска Кид».
Русские же зрители с удовольствием посмотрели игру Ингеборги в культовом фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», где актриса получила одну из главных ролей – Марусю, жену героя, которого сыграл сам Никита Михалков. В фильме собрался по-настоящему звёздный актёрский состав. Здесь задействованы Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Марат Башаров, Евгений Миронов, Вячеслав Тихонов.
Картина была просто обречена на успех. Фильм получил «Оскар», а именитые режиссёры, в том числе и голливудские, обратили на Ингеборгу внимание. Дапкунайте пригласили в боевик «Миссия невыполнима», где она играла вместе с Томом Крузом. А в появившейся через 3 года картине «Семь лет в Тибете» её партнёром стал Брэд Питт.
Ингеборге задали несколько вопросов о последних работах.
Вы можете объяснить тот сериальный бум, который в последние лет шесть происходит?
"Я не социальный исследователь, но, наверное, это связано с развитием интернета. У нас есть возможность выбирать, что мы смотрим. А когда есть возможность выбора - мы выбираем хорошее. Для работы массовой аудитории создателям сериалов приходится тратить больше денег - на писателей, на актеров и так далее. На качество продукции. Но в первую очередь - на писателей. Если вы посмотрите на успешные сериалы, то это почти всегда создатель, продюсер, который нашел отличного писателя. Писатель, автор - залог успеха."
Говорят, что сериалы заменили современному человеку романы - раньше читали длинные книжки, теперь смотрят длинные фильмы.
"Достоевский писал для журналов, и публиковал, скажем, «Идиота» частями. А читатели ждали - когда придет новая часть. Поэтому такая параллель уместна."
В отличие от большинства своих русскоязычных коллег - вспомнил только еще Колокольникова в «Игре престолов» и Дину Корзун в «Острых козырьках» - снимались в больших зарубежных сериалах. В «Валландере» Кеннета Брана и в норвежских «Оккупированных». Какие ощущения от этих работ?
"«Валландер» тоже по книгам, Хеннинга Манкеля, прекрасного шведского автора. Конечно, Брана потрясающий. Но он снимал «Валландера» как кино. Три серии в сезоне. Мне посчастливилось, они вернули мою роль в новом сезоне."
А с «Оккупированными» как?
"Прекрасно, но там другой принцип продакшна. Есть запускающий режиссер, который отвечает за весь проект, он снимает только первые две серии. Потом приходят другие. Запускающий стоит над всеми и контролирует тон сериала. Чтобы все снимали в одном стиле. И надо сказать, что те, кто приходил, были лучшими шведскими и норвежскими режиссерами. Работали в ключе, который был уже задан, и ничье самолюбие это не ущемляло. Все работали на благо одного проекта. Это впечатляет."
Если смотреть изнутри, есть ли какая-то принципиальная разница между тем, как снимали тех же «Оккупированных» и «Мост»?
"Сравнивать невозможно, слишком разный принцип. Там снимается по блокам - две или три серии, а у нас 10 серий одним блоком. Разный объем информации, который надо разложить в голове."
При этом вы почти не снимаетесь в сериалах, в отличие от того же Пореченкова…
"В случае с «Мостом» мы встретились с Тимуром Вайнштейном, он изложил идею сериала, предложил роль Инги и я согласилась без малейших колебаний."
Правда, что вам пришлось часть этой роли играть по-эстонски? Пришлось учить..
"Да, учила. Язык очень трудный, непохожий ни на английский, ни на русский, ни на литовский. Мало ассоциаций, трудно догадаться по звучанию, в чем смысл слова. Но во втором сезоне уже было легче."
Ну вообще у вас богатый опыт игры на чужом языке…
"Постоянно. У меня другого опыта и нет."