Найти тему
Россия Близко

Первый арктический художник

Усадьба художника Борисова

1000 км от Москвы. Деревня Городищеская, 19А.

Координаты : 61.537163, 46.024456

Среди высоких лесов, на берегу Северной Двины, стоит небольшой дом-музей неординарному человеку. Художник Александр Алексеевич Борисов - человек удивительной судьбы, многих титулов, среди которых первый и наверное самый ценный для него самого - “первый живописец Арктики”. Как сам писал он про себя:

«Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии».

Но в начале жизни про Арктику можно было только мечтать. В 15 лет мальчик отправляется по обету родителей в Соловецкий монастырь, где помогает монахам на рыболовном промысле и в иконописной мастерской, тут и начинается его карьера художника. Он работает в мастерской, помогает с росписями в храмах, но счастливая судьба - в 1885 году монастырь посещает великий князь, отмечает работы юного художника и помогает ему переехать в Петербург. Теперь Борисов уже студент Императорской Академии художеств, а его учителя - Иван Шишкин и Архип Куинджи. Но Север зовет, поэтому не раздумывая художник соглашается сопровождать в морской поездке по Мурману министра финансов Витте. Всю дорогу он фотографирует и делает наброски северных берегов и морей и с тех пор мечтает вернутся туда еще и еще. Этюды из этой экспедиции покупаются Третьяковым целиком.

А художник собирает команду и отправляется в 14-и месячную экспедицию на Новую Землю.

-2
-3

Там они далеко не только занимаются пленерами на свежем воздухе! Проведена большая работа по картографии, метеорологические наблюдения, собраны зоологические и биологические коллекции. Пустынные земли обретают и свои имена.

-4
-5

Благодаря Борисову на карте Новой Земли появляются мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова. Полотна из этой экспедиции отправляются уже в Русский музей, где мы можем видеть их и сейчас.

-6

Художник много путешествует, делает выставки (и даже в Белом доме, и так становится первым русским художником, принятым Президентом США), а потом поселяется у себя в доме - в Красноборске, где пишет картины уже Русского Севера - Соловецкие острова, Пинега, Северная Двина. В том самом доме, где сейчас расположен музей.

-7

Дом построен по проекту самого художника, в нем 15 комнат и мастерская с огромными окнами выходящая на великую реку. Так как художник не имел потомков, то мечтал, что впоследствии его дом станет творческой мастерской для молодых художников, но к сожалению это мечта осталась надолго забыла.

-8

После его смерти в доме располагалась парашютная школа, потом детский санаторий. В 2001 году усадьба передана музею и сейчас тут проводятся многочисленные мастер-классы и художественные школы, так что можно сказать воля Борисова исполнилась.

-9
-10

-11

Но пока художник еще сам жил в своей усадьбе - он много публиковал путевых очерков о богатстве наших северных окраин и о бедственном положении ее населения.

-12

Так же увлекается идеей строительства Северного железнодорожного пути и соединения сибирских рек каналами. Он разрабатывает проект Обь-Мурманской железной дороги и сначала входит в комитет по ее строительству при царском правительстве, а после Революции при Совнаркоме, который также одобряет данную инициативу. А в 1922 году по его инициативе открывается курорт “Солониха” на базе местного соляного источника и стал его первым управляющим.

-13

Строительство в те времена было сложное, разруха, гражданская война, Борисову приходилось привносить известную смекалку, чтобы завершить курорт в срок.

О строительстве курорта "Солониха"

Финансирование строительства было очень трудной проблемой. Деньги почти не имели цены, их считали на миллионы. Но из бумаги рубахи не сошьешь! Поэтому работа оплачивалась главным образом ... лоскутом Красавинской фабрики. Именно лоскутом, то есть бракованным ткацким изделием приходилось платить за ту или иную выполненную работу.

Автор этих строк много раз наблюдал, как производился такой расчет. Лоскут ворохом лежал в одной из комнат второго этажа дома художника. Взяв с собой одну из домработниц, художник шел наверх, где и происходил расчет с исполнителем работы, который сам выбирал себе понравившийся обрывок.

При этом обыкновенно велся непродолжительный торг (художник был придирчив):

- Да что вы, Александр Алексеевич, мне ведь мало за работу семи-то аршин, надо бы десять. Смотри, еще и порвано как...

Так или иначе, но обоюдное согласие достигалось. Вот какой "валютой" оплачивался в ту пору труд строителей ныне широко известного курорта "Солониха".

Из статьи "Курорту "Солониха" - 50 лет. Как это было".

Сейчас и курорт и музей процветают, и ждут гостей.