Масштабное сооружение занимает второе место в Европе по значимости. Религиозный комплекс не только выполняет свое прямое назначение как место для общественной молитвы, но также обладает многофункциональностью в различных направлениях культурно-просветительской деятельности в жизни еврейской общины.
Проект и строительство
По инициативе проживающей в Петербурге еврейской общины в адрес царского правительства было подано ходатайство о строительстве храма для совершения церковных служб. После одобрения прошения деньги на постройку собирали всем миром. Значительная часть пожертвований поступила от барона Гинцбурга, бывшего в то время главой городской общины евреев. Временно функции синагоги выполнял дом на набережной Фонтанки.
Проектирование вела группа архитекторов. Проект большой и малой синагог разработал профессор Шапошников. Стасов и Бенуа внесли восточно-мавританский стиль в архитектуру постройки. Художник Л. И. Бахман решал вопросы интерьера, Гевирц спроектировал ажурное ограждение. Строительство началось в 1883 году после утверждения эскизного проекта императором Александром III. В канун праздника Суккот 1886 года была открыта и освящена Малая синагога. К 1988 году все основные работы были завершены.
Храм увенчан большим сферическим куполом. Фасад из терракоты украшен ризалитом. Входные врата оформлены порталом с аркой и колоннадой. Главный зал отличается белыми колоннами, богатством настенной росписи и красочными оконными витражами. Паркет имеет причудливый узор. Практически вся площадь основного зала занята под скамьи для прихожан, которые изготовлены из ценных пород древесины. Люстра изготовлена из настоящего серебра.
Архитектор Малов в 1893 году закончил строительство. С 1898 года работы заключались в отделке интерьера. 8 декабря проведена торжественная церемония освящения Большой синагоги. Территория ограждена каменным забором с кованым ограждением, установленном в 1909 году вместо пришедшего в негодность деревянного. Одновременно с этим установили хрустальные фонари.
С 2000 по 2005 годы произведена реконструкция с возвращением фасаду первозданного вида, восстановлением паркета. Проект переоснащения разработал ведущий архитектор Эрмитажа Михайлов.
Исторические этапы
Существование синагоги за более чем 125-летний срок во многом определялось отношением к ней официальных властей и определенных исторических личностей. Условно можно выделить 3 основных этапа.
В царское время не особо приветствовалось нахождение еврейской диаспоры в столице России. Екатерина Великая предлагала выселить евреев из города. Предыдущие правители категорически рекомендовали евреям удалится за границы Российской империи. Ситуация кардинально поменялась с восшествием на престол Александра II. К этому времени численность евреев достигла внушительного количества. Император дал добро на постройку синагоги взамен существовавших молебен.
После свержения самодержавия стал вопрос о легитимизации учреждения и только в1920 году дано разрешение на полноценную деятельность еврейского центра. Под надуманными обвинениями в буржуазной и националистической деятельности еврейскую религиозную общину закрыли в 1929 году, а в следующем году и синагогу. Но после жалобы во ВЦИК права были восстановлены. Хотя и в дальнейшем были попытки ликвидации синагоги и использования ее в других целях.
На современном этапе, уже в обновленной России, не наблюдается конфронтации еврейского центра и официальных властей. Прилегающая к синагоге местность теперь является центром притяжения представителей еврейского народа. В народе этой зоне дали название – Еврейский Квартал.
Значимость храма для еврейской общины города
Культовое сооружение с вместимостью, рассчитанной на 1300 прихожан, является крупнейшим на территории России. Помимо уникальной архитектуры, обладает замечательной акустикой. Произнесенные шепотом слова четко слышны даже за 10 метров, а в центре усиливает многократно. По заказу из Чикаго поступил орган, подчеркивающий оригинальный звуковой фон собора.
С 1924 года город находился в статусе мирового центра Хабада из-за проживания в нем главы Любавических хасидов и его окружения. Власть 3 года безуспешно склоняла Иосиф-Ицхак Шнеерсона к сотрудничеству. Поддержка авторитетного религиозного лидера много бы означала для молодой власти. Компромисса не получилось. Шестого Любавического Ребе арестовали, а затем депортировали из страны.
С 1988 года под протекторатом синагоги проходят концертные программы в рамках Международного фестиваля канторского искусства. Мероприятия смогли посетить около 13 тысяч человек. Синагога объединяет в себе множество функций. В целях воспитания и религиозного образования действуют талмудическая школа для юношей, детсады и еврейские школы, библиотека, школы-пансионы раздельно для мальчиков и девочек.
Кроме этого, ведется благотворительная деятельность, работает служба знакомств.
Доступные варианты проезда
Большая хоральная синагога расположена на перекрестье улицы Декабристов (ранее Офицерская) и Лермонтовского проспекта (ранее Большая Мастерская). Юридический адрес – проспект Лермонтова, дом 2.
Развитая транспортная инфраструктура позволяет жителям и гостям города добраться без особых задержек к месту назначения. Расстояние от Пулковского аэропорта составляет около 16 км, что при передвижении автомобилем займет 20 минут. В пределах города действует разветвленная сеть метрополитена. У Финляндского вокзала находится станция метро "Площадь Ленина", с которой можно перебраться на станции "Адмиралтейская" и "Сенная".
От станции "Адмиралтейская" до остановки "Лермонтовский проспект" ходит автобус № 22. Автобусы № 3 и № 27 делают остановку на Мариинском театре, откуда надо пройтись порядка 150 метров.
Станция "Сенная площадь" имеет одноименную остановку. С нее можно доехать маршрутками № 1, № 169 или рейсовым автобусом № 71 на остановку "Лермонтовский проспект", откуда до синагоги пешком около 200 метров.
С Исаакиевской площади курсируют автобус № 71 и маршрутка № 169.Также к синагоге можно проехать маршрутным такси № 306.
В 1980 года здание Большой хоральной синагоги входит в перечень объектов культурного наследия г. Санкт-Петербурга, имея статус памятник архитектурного значения. В наши дни Еврейский Квартал переживает расцвет культурной и общественной жизни евреев, проживающих в Северной столице.