Центральный Дом культуры железнодорожников входит в комплекс Казанского вокзала, расположен, как и он, на Комсомольской площади и построен, как и вокзал, по проекту Алексея Щусева. Читатель "Московских историй" Leonid Pernikov. в 1970-х бывал там не раз и делится своими впечатлениями об увиденном.
Рядом с Казанским вокзалом красуется совершенно необычное здание ЦДКЖ - Центральный дом культуры железнодорожников.
Комплекс Казанского вокзала по проекту Алексея Щукина начал строиться в 1913 году, но строительству помещала война. После революции Щусев переделал проект. В 1927 году в комплекс вокзала был включен Клуб Октябрьской революции – «образцовый рабочий клуб-театр» для членов профсоюза железнодорожников. (um.mos.ru)
Небольшой зал, мраморная помпезная лестница. Несмотря на столь прозаичный статус - дома культуры, - ЦДКЖ был одной из передовых театральных площадок Москвы. И всё это благодаря удивительной женщине, которую знала вся театрально-концертная Москва - главному администратору Елизавете Михайловне (фамилию не знаю).
Согласно легенде, ЦДКЖ построили на деньги купца 1-й гильдии Николая Стахеева. Он после революции уехал во Францию, а затем вернулся за остатками капитала. В ГПУ ему поставили условие: он отдаёт деньги, а взамен ему предоставляют возможность уехать. Об этом писала газета «Гудок», в которой работали Илья Ильф и Евгений Петров. В «Двенадцати стульях» авторы историю интерпретировали: Дом культуры железнодорожников оказался построен на бриллианты мадам Петуховой.
Моя мама дружила с Елизаветой Михайловной, поэтому мы иногда бывали в ЦДКЖ на концертах популярных артистов.
Леонид Утёсов - тот концерт, на котором какой-то выродок назвал Утёсова жидовской мордой и Леонид Осипович поставил условие: либо этого мерзавца выкинут из зала, либо он прекращает концерт (ничего не боялся).
Аркадий Райкин - тот его спектакль, где он всё действие катается по необъятной постели и мечтает, как бы ему не работать и зарплату получать прямо дома в кровати, он даже всем доказывал, что если он не пойдёт на работу, то государству от этого только польза будет. Выражение "но 5-е и 20-е - это святые дни" - из этого спектакля.
Мария Миронова и Александр Менакер - не помню (по малолетству, мне было 10-12 лет) о чем спектакль. По ходу действия Миронова пятилась от рампы вглубь сцены по диагонали и не заметила слегка приподнятого с одной стороны технического люка, споткнулась об него и упала навзничь всем своим весом и возрастом прямо на сцене. Те артисты не были "звёздами", поэтому Мария Миронова мужественного довела концерт до конца.
Начинающий Михаил Ножкин с его знаменитыми теперь песнями: "А на кладбище всё спокойненько: ни друзей - ни врагов не видать, а на кладбище всё пристойненько - исключительная благодать" и "Нам нового начальника назначили". Начинающие Екатерина Шаврина и Михаил Котляр, они тогда пели вместе.
"Лос Мехиканос" - мексиканское трио певцов-гитаристов. Красавцы-усачи в каких-то сумасшедше-необъятно-огромных сомбреро пели свои "Besame Mucho", "Ла Кукарачу" и прочие песни так, как мы никогда до того не слышали и даже не могли представить, что бывает такое - яркое, праздничное, фееричное.
Кстати, в 1974 году именно в ЦДКЖ состоялся сольный дебют Аллы Пугачевой.
Предыдущее: Площадь Трех вокзалов: "Приехавшие поневоле жили на вокзале - мест в гостиницах не было никогда", По версии Ильфа и Петрова, Дом культуры железнодорожников был построен на бриллианты, найденные в 12 стульях.