Найти тему
Рок-н-ролльный Журнал

Он заключил сделку с дьяволом, чтобы играть блюз

Фрагмент постера фильма Перекресток, 1986. Реж. Уолтер Хилл
Фрагмент постера фильма Перекресток, 1986. Реж. Уолтер Хилл

Фильм Перекрёсток рассказывает нам историю о парне по имени Юджин Мартоун – фанате блюза в целом и Роберта Джонсона в частности. Однажды Юджин узнаёт, что старый друг Роберта – Вилли “Слепой Пёс” Браун – жив и коротает свои деньки в расположенном неподалёку доме для престарелых. Мартоун отправляется повидать Брауна в надежде на то, что тот сыграет ему легендарную тридцатую песню Джонсона…

Роберт Джонсон, каким он показан в фильме. Ах, старые добрые времена, когда дискография легенд исчислялась тремя десятками песен, а все остальные довольствовались лишь двумя-тремя!
Роберт Джонсон, каким он показан в фильме. Ах, старые добрые времена, когда дискография легенд исчислялась тремя десятками песен, а все остальные довольствовались лишь двумя-тремя!

Crossroads построен крайне интересным способом: фильм показан максимально реалистично, но при этом в нём присутствует элемент мистики – и всё это подаётся чуть ли не как автобиография. Такое необычное переплетение работает не в последнюю очередь благодаря традиционному фольклору юга США, который появился ещё во времена Дикого Запада: Дьявол и его братия ходят среди рода людского не скрываясь, в обличии точно таких же людей, как мы с вами – и сложно понять, действительно ли ты встретил владыку преисподней или просто пообщался с сумасшедшим. Собственно, Юджин, судя по всему, так за весь фильм и не поверил до конца в то, что повстречался с хозяином ада.

Знакомьтесь: Дьявол. Заклятый враг Моргана Фримена.
Знакомьтесь: Дьявол. Заклятый враг Моргана Фримена.

Персонажа Мартоуна играет никто иной, как Ральф Маччио, ранее засветившийся в фильме Изгои. Кого он там играл – уже не помню, но он наверняка там рыдал навзрыд. При этом, как бы забавно это не звучало, но в фильме про блюз он не проронил ни слезинки, а единственный момент, где это можно было бы сделать, демонстрирует нам персонажа под проливным дождём. Перекрёсток как бы показывает зрителю, что необязательно плакать каждые пять минут, чтобы показать душевные переживания героя – и, к счастью, Маччио справился с этой ролью. Впрочем, то, что он умеет не только лить слёзы, Ральф показал ещё за два года до Перекрёстка в фильме The Karate Kid – к его актёрской игре претензий не было тогда, и нет и в этот раз.

Один из наших главных героев на ближайшие полтора часа.
Один из наших главных героев на ближайшие полтора часа.

Вилли Брауна исполняет Джо Сенека – не очень известный музыкант и не очень известный актёр. И если его музыка ничем особенным не выделяется, то вот актёрского мастерства у Джо – ну просто завались. Его харизма буквально рвётся вперёд и тащит за собой всех остальных участников киноленты – и они явно за ней не поспевают. Немало этому способствует специфическая роль и отличные диалоги персонажа Сенеки – старого ворчуна Вилли Брауна, который постоянно выкидывает всякие фокусы и щеголяет фразочками наподобие:

“Мадди Уотерс изобрёл электричество!”
“Мужчина не мужчина, если у него нет машины”
“Добро пожаловать в Блюзвилль, сынок”

Слепой Пёс предстаёт перед нами старым блюзменом, который, тем не менее, возможно является самым крутым псом во всей Америке: всем своим видом он даёт понять, что изменчивый мир уже давно прогнулся под Вилли, и Браун раскачивает этот мир как и когда захочет.

А вот и второй протагонист фильма.
А вот и второй протагонист фильма.

Стоит также упомянуть, что имя персонажа и его биография имеет определённые совпадения с настоящим музыкантом, погибшем в 1952-ом году. Действие фильма происходит в середине восьмидесятых, но нам никогда не говорят напрямую, тот ли это Вилли Браун, каким-то образом проживший лишние 30 лет, или другой. Этому способствует биография настоящего Брауна – многие музыковеды верят, что в неё, особенно на ранних этапах, затесался ещё один Вилли Браун, если не несколько. И этот факт обыгрывается в самом фильме: буквально в самом начале Слепой Пёс заявляет:

“У меня шестеро кузенов по имени Вилли Браун. Бакалейщик на этой улице работает – и его тоже зовут Вилли Браун. Если бы мне давали по 10 центов за каждого Вилли Брауна, я бы здесь сейчас не сидел”
Лакей Дьявола предпочитает передвигаться на не особо роскошных, но при этом и не самых дешёвых автомобилях. На сделку с Джонсоном он приезжал на Oakland’е, а к Брауну приехал на свеженьком (на момент выхода фильма) Pontiac’е, в очередной раз доказывая, что хорошие ребята на мускул-карах не ездят. Trans Am бросается в глаза ещё и потому, что все остальные автомобили фильма отстают от года действия картины на десятилетие минимум.
Лакей Дьявола предпочитает передвигаться на не особо роскошных, но при этом и не самых дешёвых автомобилях. На сделку с Джонсоном он приезжал на Oakland’е, а к Брауну приехал на свеженьком (на момент выхода фильма) Pontiac’е, в очередной раз доказывая, что хорошие ребята на мускул-карах не ездят. Trans Am бросается в глаза ещё и потому, что все остальные автомобили фильма отстают от года действия картины на десятилетие минимум.

И было бы неправильно не упомянуть парой слов Джейми Герц, которая играет девчонку по имени Френсис. Я никогда реньше не видел фильмов с мисс Герц, и не знаю кто это, и хоть в Перекрёстке её актёрские таланты явно уступают и Сенеке и Маччио – тем не менее, она не является абсолютным бревном и способна показывать вполне себе правдоподобные эмоции. Её персонаж играет одну из ключевых ролей в сюжете фильма, и наблюдать за ней вполне себе приятно. По крайней мере, во время просмотра я не заметил особо недостатка актёрской игры – скорее уже позже, пересматривая понравившиеся моменты, я обратил на это внимание.

Но в целом все три героя отлично работают между собой: Вилли и Юджин сходятся как отец и сын словно шестерёнки в швейцарских часах, а химия между Маччио и Герц пусть и не очень сильная, но всё равно очень заметная и правдоподобная.

И, наконец, Френсис – третий и последний герой этой киноленты.
И, наконец, Френсис – третий и последний герой этой киноленты.

Сюжетно фильм вроде как показывает нам становление товарища Мартоуна как блюз-музыканта, но правда в том, что это происходит в несколько необычном плане: Юджин с самого начала киноленты умеет играть, и Слепой Пёс лишь советует ему использовать слайд. На этом обучение, как таковое, заканчивается – Crossroads скорее проповедует то, что в той или иной степени относится почти ко всем музыкальным культурам: ты не играешь настоящий X, пока ты не сделал Y.

Вилли прямым текстом говорит, что у главного героя картины не хватает “километража” – иными словами, нельзя играть правильный блюз, пока ты не почувствовал этот самый блюз.

“Блюз – это ничто иное, когда хорошего человека охватывает тоска…” – так начинается цитата из фильма, которая, по сути, и знаменует собой окончание обучение главного героя. Насколько соглашаться с такой романтизацией музыки – каждый для себя решает сам.
Примерно с таким же лицом и я дёргаю эту дурацкую ручку, когда играю в Guitar Hero.
Примерно с таким же лицом и я дёргаю эту дурацкую ручку, когда играю в Guitar Hero.

К слову о музыке: Ральф Маччио всё же не музыкант, а потому солидную часть музыки для его персонажа в этом фильме написали Рай Кудер, Арлен Рот и Стив Вай – последний также появляется на экране в качестве второстепенного антогониста. Понятное дело, что с такими мастодонтами музыки, как Кудер, Рот и Вай, саундтрек фильма просто не мог получиться плохим – и, как и все хорошие OST’ы, он выходил на отдельном диске.

Рай Кудер
Рай Кудер

Рай Кудер как-то упомянул, что проработал над звуком год – и это чувствуется, ибо блюз в фильме получился выше всяких похвал. По ссылке, которая есть в оригинале статьи (см. ниже) можно скачать сам саундтрек, а также три трека, которые Стив Вай выпустил позже в отдельном сборнике (которые, судя по всему, просто вырезаны напрямую из фильма). Многие треки присутствуют лишь в исполнении, несколько отличающимся от того, что было в фильме, а парочка так и вовсе отсутствует, но ничего иного найти в принципе невозможно.

В целом, Crossroads оставляет только приятные впечатления. В минусы можно записать лишь то, что фильм получился, пожалуй, слишком реалистичным, и этот серый налёт обыденной повседневности несколько угнетает. Но это – действительно единственный недостаток, который я смог найти, и во всём остальном Перекрёсток получился выше всяких похвал. Каждый фанат блюза просто обязан посмотреть это кино, ибо я не видел ни одной настолько же качающей блюзовой картины. И после просмотра не оставляет ощущение того, что каждый раз, когда один музыкальный стиль сталкивает другой с пика популярности, где-то на краю цивилизации старая и новая легенда сходятся в дуэли под пристальным взором Дьявола.

Crossroads
Crossroads
-11

Дружище, ставь лайки, пиши камменты и подписывайся на канал RockThisTown.ru! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!