Меня всегда удивляло одно обстоятельство в нашей истории – за точку отсчета начала культуры, языка, письменности на Руси негласно принимается дата крещения Руси Владимиром Святославовичем (988 г.). Но это была только дата христианизации уже существующей Руси. Ведь еще ранее, в 862 году, имя Русь зазвучало в полную силу после прихода на княжение князя Рюрика с балтийской Руси. Памятник тысячелетия Руси, установленный в Великом Новгороде в 1862 году, имел своим назначением увековечить, эту установленную царской властью дату.
Что дата эта условна, хотя и основана на «Повести временных лет», говорит хотя бы тот факт, что ее автор Нестор сам же отмечал, что название «Русская земля» стало упоминаться в документах ромеев (римлян) уже в 852 году. Стало быть, в устном обороте это название существовало значительно раньше.
Что касается введения христианства, а по сути, его насаждения, то современные учебники оценивают это событие следующим образом:
«Принятие христианства привело… к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература…».
Но апофеозом стала следующая фраза учебника:
«Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством».
Этому учили и сто лет назад. Это проповедуется и до сих пор. Но тут возникает вопрос: что было бы на Руси, если бы Владимир не христианизировал ее? Можно представить такую гипотетическую ситуацию: ни христианства, ни магометанства, ни иудаизма. Что было бы на пустом, «голом» месте? А осталось бы и развилось то, что было до крещения, и что почиталось простым народом испокон веку, и за что народ русский боролся из последних сил вплоть до XIX века – древнее православие (слава Прави).
Христианские миссионеры в поносном смысле этого слова назвали его язычеством, которое дошло почти до наших дней в виде двоеверия. И перечеркнули историю русского народа, лишив ее тысячелетий, отрезав всё славное прошлое вплоть до прихода на Русь христианских миссионеров.
Исчезли все письменные памятники дохристианской истории, снабженные ярлыком – «язычество поганое». Этот ярлык давал индульгенцию на искоренение любых его письменных проявлений. Всё, что было запечатлено на дереве, бересте – легко сгорало в огне. Счастье, что некоторые из них сохранились, и мы можем сегодня ознакомиться хотя бы с единицами – «Слово о полку Игореве», «Велесова книга», и теми, что сохранились еще у западных славян («Летопись попа Дуклянина»).
Поп из города Дукло в Хорватии был католическим священником, поэтому не удивительно его отношение к славянам до и после их христианизации. По его мнению, пока славяне были язычниками они были готами (так говорится в первых главах Летописи) и были дикими. Когда же приняли христианство, стали славянами и каким-то чудом стали ласковыми, добрыми.
Вот и получается на Руси, до христианства, якобы, не существовало, ни городов, ни древнейшей культуры, ни особого славяно-русского уклада со своими религиозными представлениями, обычаями и нормами жизни. Достаточно только прочесть первые страницы капитального многотомного труда придворного историка дома Романовых Н.М. Карамзина, где жизнь славян предстает в таком мрачном и неприглядном виде, что можно удивиться самому факту существования представителей славянского рода вообще.
Закономерность всегда одна – за пришествием новой религии следует прямое, мягко говоря, очернение культуры предшествующей. Такое происходит при возникновении любой религии на основе старой. Кроме объявления предыдущего славянского мировоззрения язычеством, поганством, стали предприниматься шаги по уничтожению любых проявлений этого так называемого язычества.
Религиозная реформа X века велась исключительно сверху, не опираясь на интересы и желания народа. Шла борьба за усиление власти в союзе племен князя Владимира. Он предпринял неудачную попытку усиления своей власти с помощью высших божеств русов. Он установил Перуна на почетное место в центре Киева, поставив его во главе пантеона славянских богов.
«И поставил он кумиров на холме, позади терема: Перуна... и Хорса, и Дажбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошъ» [ПВЛ].
Но затем сбросил его вместе с остальными богами и обратился к чужой религии.
«Это было единоличное решение князя Владимира и его жестокое насильственное навязывание христианства русскому народу. Невозможно объяснить принятие христианства Владимиром иначе как тем, что Владимир решил воспользоваться новым технологическим методом управления – чтобы максимально усилить свою власть в племенном союзе славян, над славянскими народами» [Ключник Р].
Очень это действие киевского правителя напоминает безрассудные действия одного из современных киевских правителей Порошенко по насильственному насаждению новой автокефальной церкви. Что, у них там, в Киеве, – вирус какой-то затаился? И периодически этот вирус там пробуждается.
Принятие христианства Владимиром стало главным элементом политической борьбы за власть. Об этом можно судить, если ознакомиться с ситуацией, сложившейся к концу первого тысячелетия нашей эры на Руси.
В коммунистический период нашей истории господствовал атеизм. Проявления религиозности осуждались абсолютно. Верующим приходилось совершать религиозные отправления тайно, не афишируя. Сегодня картина в корне изменилась.
По этой причине научные работы по истории насильственной христианизации Руси либо очень редки, либо очень далеки от читателя.
В этом аспекте единственная религия, где исповедуется терпимость, как к проявлению другой религии, так и к ее отсутствию, – это индуистский ведизм, породивший буддизм. Веротерпимость – вот принцип этой веры. У нас в истории Руси до насаждения христианства такой веротерпимой религией был ведизм славно-русов, имевший древние еще доиндуистские корни. Кстати, веротерпимость дохристианской Руси выражалась в том, что проникающие уже в те времена на ее территорию редкие христиане не испытывали трудностей с собственным становлением. Есть сведения, что еще задолго до принятия христианства Русью в Великом Новгороде уже существовали христианские церкви.
А как существовала Русь до христианства? То, что она существовала и, более того, процветала, говорят многие факты. Княжение, в частности, Святослава, язычника до глубины корней, отказавшегося даже разговаривать о принятии христианства со своей матерью Ольгой, которая приняла христианство в частном порядке, главное этому подтверждение. Византия стояла на коленях перед Святославом (942 – 972 гг.). Им была завоевана Болгария, Святослав навсегда покончил с Хазарией.
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос–признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорилнемного с государем об условиях мира и уехал» [Лев Диакон. История. М., Наука, 1988. «ПАМЯТНИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»].
По словам академика Б.А. Рыбакова,
«Походы Святослава 965–968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии» [Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987].
При Святославе Русь жила, процветала, Русь была грозной силой. И никакого христианства, кроме отдельных христианских церквушек, поставленных в Киеве, Новгороде еще до принятия христианства. Поклонялась своим богам, жила своей многотысячелетней культурой и древнейшим укладом.
В чем причина силы дохристианской Руси? А в том, что у русов перед крещением Руси было своё государство, и при этом не было классового общества, в частности, феодального. Такое понимание вызывало затруднение в классификации этого государства советской исторической идеологией. По которой от рабовладельческого общества до социалистического следовала непрерывная смена формаций.
В случае же древней Руси, ее строй был очень похож на социалистический. Стало быть, каким-то образом период феодализма не получил возможности на Руси проявиться. Не было на Руси и рабовладельческого периода.
А ведь советская историография утверждала, что государство создает класс феодалов в качестве инструмента политического господства и подавления крестьян.
Так что, по словам Р. Ключника, «Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нем проще было забыть и не упоминать. Проблема в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия советские ученые гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную "эволюционность" новоиспеченной коммунистической идеологии … К.Маркса и Ленина-Бланка и разбили всю историю на пять известных периодов от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.
Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно "стандартное" лекало – не был похож ни на первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический. И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания….»
Но о чем говорили воинские победы русов над соседями, а также то, что, дань русам платила сама Византия считавшаяся на тот момент царицей мира? Всё это говорило о высокой эффективности не ординарного уклада общества и государства наших предков! Его гармоничность оказалась более выигрышной по сравнению с другими укладами того же периода у других народов.
Сопротивление севера Руси христианизации вылилось в ожесточенное сопротивление Новгорода. Известно, имевшее отношение к этому периоду летописное изречение: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Если Киев крестился относительно мирно, в Новгороде, события приобретали самый драматический характер. В 990 году в Новгород из Киева были отправлены священники, под охраной дружины Добрыни, дяди Владимира. Планировалось массовое крещение новгородцев. О добровольности здесь говорить не приходилось.
Небольшая часть новгородцев сладкими речами этих священников прельстилась и покрестилась. Но противники христианства оказались в большинстве и организовали ожесточенное сопротивление. Все перипетии этого противостояния новой религии изложены в Иоакимовской летописи. Руководителями сопротивления выступили главный волхв Богомил и новгородский тысяцкий Угоняй. Волхва за его «сладкоречие» назвали Соловей, чем он пользовался успешно, «вельми претя народу покоритися». Тем не менее, сопротивление новгородских «язычников» было сломлено. Новгородские святилища были разорены ратниками Добрыни на глазах у новгородцев.
В процессе ожесточенного противостояния Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады двора Угоняя, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был смертельным событием. Новгородцы бросились тушить огонь. А Добрыня в это время вызволил Путяту из осады. И вскоре пред воеводой предстали послы новгородцев, прося о мире.
Вслед за Новгородом христианство утвердилось в Ладоге и других городах земли Русских.
Итак, Руси, хотя даже и с немалым сопротивлением, пришлось принять христианство. Очевидно также, что именно стремление Владимира к усилению своей власти сопровождалось насильственным внедрением удобного для этих целей религиозного уклада.
И это при том, что в конце княжения Святослава и в период княжения Владимира необходимости радикально менять религию своих предков на чужеземную и чуждую не было никакой. Русский народ не просил, не настаивал на смене «родноверческой» религии предков на христианскую. И исторические факты убедительно свидетельствуют, что русский народ в течение долгого времени упорно сопротивлялся навязыванию христанства. Но, что есть, то есть. И тем не менее, историческая правда требует этот факт в истории знать.
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.
Другие мои материалы по ссылке: zen.yandex.ru/media/bonorus