Не знаю, как дело обстоит в городах, но в сельской местности зачастую учитель ведет 1-2 предмета не по своему профилю. К примеру, физрук запросто может вести информатику, учитель литературы - историю, учитель русского - немецкий, учитель без педобразования - технологию. А еще учителя начальных классов работают в старшем звене.
Такая чехарда, объясняется легко:
Советские учителя постепенно уходят на пенсию, а молодежь в деревню не затащишь. Жить в деревне труднее, развлечений нет, по каждому пустяку нужно мотаться в город.
Если вести только свой профильный предмет, то просто не будет выходить ставка. К примеру, у нас информатика только с восьмого класса. Или, например, технология сокращена до минимума. Вот и приходится учителю брать какие-то другие предметы, на которых нет специалиста.
Попробуем найти плюсы и минусы
Для учеников я ни одного плюса не вижу. Представьте ситуацию - человек последний раз изучал историю только в школе. А ему на - "в этом году вы ведете историку, так как историка до сих пор нет". Садится он за книжки, готовится к урокам, но это будет не совсем то, так как учитель сам начинает "плавать" в датах, в событиях, в других исторических периодах. Может быть ученикам это и не сильно заметно, но такое есть.
Ладно, если эта история, которую можно просто прочитать, а потом попытаться объяснить ученикам. А если это, к примеру, информатика, или немецкий язык, или физика?
Для учителя плюс есть - с помощью этих часов набегает ставка и чуть больше. Но и минус значительный - вместо того, чтобы отдыхать в послерабочее время, он вынужден изучать новую для него науку.
И хорошо, если он этот новый предмет будет вести продолжительное время, к примеру, 10-15 лет. За это время он его освоит на хорошем уровне. Но бывает и так, что вдруг находится какой-то временный "настоящий" учитель, за год-два он полностью разочаровывается в профессии, уезжает, а его предмет снова достается кому-то из учителей.
Выгодна такая практика и государству - вообще не нужно париться насчет какого-то стимулирования тем, кто работает в местах, где не очень то привлекательно жить. Работает там кто-то в школе - вот и пусть они варятся в этой школе самостоятельно.
Есть, конечно, с недавних пор программа "земский учитель", но, сами понимаете, точечное стимулирование должного эффекта не вызовет.
***
А потом где-нибудь на методическом объединении или конференции вознкают такие ситуации:
- Вот ученики из такой-то школы плохо нынче сдали ОГЭ по географии. Ая-яй!
И учителю очень хочется воскликнуть.
- Да не пошли бы вы н**ер*! Я вообще учитель немецкого! Дуйте сами в деревню и ведите там географию, профессионалы, блин!
Но он скромного промолчит, так как учителям прилюдно материться нельзя.
***
Пользуясь служебным положением, я хотел бы задать вам два важных вопроса, которые мне действительно интересны.
Дано: вы выпускник педвуза. В кармане у вас ни гроша, а только красный диплом. И теперь вам нужно устроиться куда-то на работу.
Вопрос 1
Если бы вы согласились поехать работать в деревню (в реальную деревню, которая в 50-80 км от ближайшего города), то какую бы сумму денег вы согласились получать за работу, чтобы не было разочарования от работы? Важное условие - своего жилья нет.
Вопрос 2
Как вы считаете, если учитель ведет предметы не по своему профилю, то это скорее плюс или минус?
***
Мой Телеграм канал https://t.me/dnevnikmiko
На канале я ничего не скрываю, так как он не для случайной публики.