Найти тему
Коллтрекинг Гудок

Нейминг стартапа: как назвать компанию, обреченную на успех

Привет! Меня зовут Ваня, я предприниматель из Екатеринбурга с уклоном в ИТ. У меня есть как большие и успешные сервисы типа Callibri, так и маленькие и наглые типа Act-Contract. Но весной 20-го я и Ко запустили новый сервис — Гудок. Сделали  мы это быстро, прямо внезапно (3 месяца от первой мысли до первых денег) и качественно (штука однозначно полетит, уже летит, непонятно лишь с какой скоростью). Поэтому все воспоминания свежи и информация хранится где-то вот тут рядом, в оперативке. 

В этом блоге я расскажу, «как сделать настоящий ИТ стартап».

Начну с нейминга.

Придумывание названия для бизнеса — штука, которой уделяют слишком мало внимания. С одной стороны, большинство названий придумываются основателями быстренько и без заморочек, с другой есть тонны специализированной литературы и знаний, которые дают мало практической пользы.

Вот практические советы, пропитанные кровью и пропахшие потом, как надо подбирать название. Тут надо учитывать, что это то, как надо делать нейминг для проектов, нацеленных на рынок СНГ. Но 90% читателей этого опуса никогда не откроет никакой компании вообще,  90% из тех, что откроет — закроется в первый год, а 90% из тех, кто не закроется, будут работать в своем городе. Поэтому вы, конечно, можете замахиваться на международный бизнес, но нейминг под международный проект будет вам только вредить. Поэтому вот 8 правил как придумывать названия для онлайн-бизнеса в России:

  1. Название должно соответствовать сути бизнеса. Не надо называть продуктовый магазин «Светлячком». Или коллтрекинг — «Колибри».
  2. Легко читать, приятно произносить. Есть слова, которые кайфово произносить — Колтач, например, а есть — Каллибри. Произносите, пробуйте на вкус.
  3. Очевидно, как написать латиницей (у вас же будет домен, и он будет англоязычный, см. пункт 6), желательно на слух. СИ КАК РУССКАЯ ЭС, А, ЭЛ ЭЛ, ДА-ДА! КАЛЛ! и ИБРИ — вот так вот не надо. Пожалуйста.
  4. Нет похожих или созвучных названий брендов. В вашей нише как минимум, а в идеале — вообще. Можно просто погуглить.
  5. Возможна регистрация в качестве товарного знака. Это через юристов. 4-й пункт про реальную известность, а 5-й про юридически зарегистрированную. Обе они важны.
  6. Доступность прикольного домена. В идеале брать домен .ru, ибо это люди вводят по умолчанию. Но это не критично. Доменных зон нынче тьма, руками домены никто не пишет, а очевидных профитов от доменов ru/com большинство из нас никогда не заметит. Хорошо пропиарить на старте бренд и просеошить страницу — этого достаточно.
  7. Реально попасть в топ органики по витальному запросу. В смысле, если в Гугле или Яндексе введут запрос, например, «колибри» — будете ли вы первыми в поисковой выдаче или там будет википедия про птичек?
  8. Команда должна полюбить название. 

На скриншоте гуглодок, в который заносились все названия и проверялись по пунктам из списка. Не обязательно делать это до начала проекта. Мы утвердили Гудок где-то за месяц до релиза, когда уже надо было регистрировать домен и делать прочие технические штучки, завязанные на домен.

Ну и, конечно, есть вариант отдать нейминг в спец.компанию, которая умеет делать это профессионально. У меня такой опыт был и был успешен.

Кстати! Кроме звукового сигнала у Гудка есть 3 популярных (с точки зрения спроса в интернете) значения, которые делят людей на три группы:

  • Железнодорожники, для них Гудок — это газета.
  • Пацаны, рожденные в 80-х в провинциальных городах. Для нас Гудок — задница, анальное отверстие (точная цитата из Wiki).
  • Все остальные, для них Гудок — это юморист.

Вот и получилась интересная задача: сделать четвертую, самую массовую группу, для которой Гудок — подменные телефонные номера для любых задач.

Что дальше

Дальше планирую написать:

  • айдентика-визуал,
  • идея-рынок,
  • бизнес-модель.

Задавайте вопросы, чтобы материал получился предельно полезным. Жму руку